Звоню на днях сыну (он уменя в морской авиации), задаю обычные вопросы в начале - привет, ты где, говорить можешь? «Да вот, говорит, в магазине курвиметр покупаю». «Зачем тебе курвиметр????!!!». Оказывается, была у них проверка готовности полка, и проверяли содержимое тревожных чемоданчиков, вплоть до обязательного наличия у каждого курвиметра. И вот вспоминаю аналогичный случай из жизни 350-го ИАП.
Учения по-бельски.
Весна 1983 г. Накануне всех предупредили, что начинаются какие-то ЛТУ, завтра все на построении должны быть с противогазами и тревожными чемоданчиками, а послезавтра - плановая тревога в 7 утра, все самолеты - в воздух. Поскольку до сего момента никто, ни я сам, ни, тем более, ОБАТО, не обеспокоился о наличии у меня противогаза, я сделал последнюю безуспешную попытку взять его у начхима, который был с нами в дружеских отношениях. «Нет у меня лишних, но ты не переживай – ну вые%%%т тебя слегка, что тебе-то, двухгодичнику?»- был его ответ. Утром на построении я заметил, противогазов нет у четверти офицеров, и успокоился. А зря. Сразу же командир полка скомандовал «Внимание, газы!» В это же время начхим (а еще другом назывался!) со своим бойцом начали раскидывать дымовые шашки вокруг строя. Плац быстро заполнился дымом, строй зашевелился и начал расподаться. Отрубянников глухо кричал из-под маски «Стоять!», но дым оказался со слезоточивым газом, так что ни шарф, ни воротник не помогли, и через минуту мы, человек 40 (некоторые с противогазными сумками
), позорно бежали в сторону тренажера. Еще через несколько минут к нам присоединились все остальные, т.к. дым клубился не по-детски и окутал уже и эскадрильский домик. Еще через полчаса нас всех собрали в актовом зале, где командир начал драть личный состав за все про все, особенно мне запомнилось его возмущение по поводу «командиры кораблей капитаны Х и У совершили посадку с превышением скорости, с перелетом 500 м, не выпустили парашюты и допустили выкатывание за пределы ВПП, при ее длине более 4000 м!!!». Однако ответом ему было нарастащие кашель и сморкание. Слезоточивый газ, пропитавший куртки, медленно заполнял помещение, вызывая резь в глазах и першение в горле. Чтобы не нанести непоправимый ущерб здоровью, особенно летного состава, «совещание» пришлось завершить, и мы облегченно уехали на аэродром. Персональной вздрючки я не получил, но куртка, как и у всех, еще несколько дней источала пакостный слезоточивый запах!
Следующий день тоже был веселый.