На Алтае дорог считайте нет. Даже в райцентры, где живут тысячи человек (Улаган, Усть-Кан, Усть-Кокса) - сотни км грунтовки системы стиральная доска. Да что говорить, есть интересные места буквально в 5-10 км от Чуйского тракта (Марсовые горы, Мажойский каскад, Уларские водопады) - ну в лучшем случае на кроссовере на свой страх и риск если не было дождей). В итоге многие не ездят дальше Чемала. Это как если прилететь в Крым и не выезжать из Симферополя.
В смысле. А Чуйский тракт? Ехали от Горного до Акташа в прошлом году, там прекрасное шоссе, вполне европейского уровня.
Давайте двигаться вперёд постепенно. У нас очень большая страна, не Францыя какая-нибудь, где проложил две хорды по 600 км справа налево и сверху вниз, вот тебе и полная транспортная доступность.
Оба правы. Одна хорошая дорога - Чуйский тракт. По остальным направлениям либо убитый асфальт (местами такой, что лучше бы его совсем не было), либо гравийки со стиральной доской и перспективой стать клиентом шиномонтажа и СТО, до которых 100 км и грунтовки, по которым только посуху. Это про Республику, в Крае там получше.
///В итоге многие не ездят дальше Чемала.///
Дальше Чемала не ездят:
- те кому надо именно в Чемал (по разным причинам)
- те кто не хочет отрываться от городского комфорта
- те кто дезориентирован рекламой и путеводителями и не представляют реальных расстояний (экскурсия от Чемала до Марса 400 км в одну сторону - минимум 14 часов туда-обратно и это без дополнительных остановок по пути, которых можно делать десятки)
- те кто повелись на красивые фотки из дальнего Алтая, в качестве рекламы чемальской турбазы (на Нижней Катуни немало баз, которые рекламируют себя фотами, до которых не то что 400 км ехать, а еще и 3 дня пешком идти)
- те кто повелись на красивые фотки из окрестностей чемальской турбазы
- местные (из соседних регионов) на 2-3 дневный алкотур или просто отдохнуть на выходные (а смысл ехать дальше)
Я знаю людей (новосибирцев), которые не ездили дальше Семинского и очень удивлялись, что до Монголии еще 400 км, они думали, что спустишься и вот уже.
Теперь про дороги и сервис. Убитость дорог и уровень сервиса регулируют туристическую нагрузку на природу. В отдаленные и труднодоступные районы поедут не все и это хорошо. По хорошему должно быть разделение между зоной комфортного отдыха и зоной дикого туризма. Вот только глядя на долину Чулышмана, например, видно, что регулирование это идет плохо. В последние годы туда ломятся толпами все кому не лень, даже несмотря на "страшный и ужасный" Кату-Ярык и 100 км плохой дороги от
тракта до него и 80 км еще худшей дороги до Телецкого. Даже на переднеприводных пузотерках, не думая как будут выбираться обратно. И несмотря на то что сервис на базах приводит в шок людей, привыкших к "цивилизованному" туризму. Долина начинает превращаться в подобие Нижней Катуни (только на Катуни с сервисом сильно лучше). Под Кату-Ярыком и около Каменных грибов турбазами уже застроено сплошняком по нескольку километров берега. И в пик сезона свободных мест на них нет. Я когда еду туда, палатка всегда с собой. На Кату-Ярыке пробки случаются. А ведь когда-то не так давно это было одно из самых труднодоступных и диких мест Алтая.
Толпы туристов "убивают" достопримечательности. Возьмем то же Гейзерное озеро, про которое еще 10 лет назад почти никто не знал. Реакция туристов:
в 7 утра -"вау, как классно!"
днем, когда толпы народа - "не впечатлило"
Марс-1 тоже "окультуривается" и уже не так впечатляет, по сравнению с лет 10 назад, когда никаких построек не было и людей было немного, временами можно было в гордом одиночестве там ходить.
На Уларские водопады в прошлом году местные закрывали проезд под предлогом покосов (ну и с целью нажиться на доставке своим транспортом), тоже значит поток туристов неслабый был.