Темпы роста пассажиропотока на авиарейсах между Москвой и Петербургом неуклонно снижаются. Одна из причин — развитие высокоскоростного движения по железным дорогам: только за 2011 год «Сапсаны» перевезли между двумя столицами порядка 3,5 млн человек, а в дальнейшем РЖД рассчитывают увеличить количество поездов и пассажировместимость каждого состава. В Пулково подчеркивают, что перевозчикам в новых условиях приходится пересматривать маршрутную сеть, предлагая клиентам прямые рейсы в те населенные пункты, куда раньше можно было добраться только через Москву.
В 2011 году зафиксирован спад темпов роста пассажиропотока на авиарейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, сообщила в пятницу пресс-служба Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) администрации Санкт-Петербурга по итогам совещания в Пулково, посвященного перспективам развития аэропорта. «Пассажиропоток растет, но более низкими темпами», — пояснили в комитете, не назвав точных параметров. Такую ситуацию в КИСП объясняют в том числе «введением дополнительных рейсов поездов «Сапсан» на летний период», а также банкротством компании «Авианова» осенью 2011 года, которая совершала несколько рейсов в столицу ежедневно.
По данным ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, весной прошлого года начала проект по реконструкции терминала стоимостью более 1 млрд евро), за 11 месяцев 2011 года пассажирообмен аэропорта Пулково на всех направлениях составил более 8,9 млн пассажиров, в том числе на внутренних рейсах — более 4,1 млн пассажиров, данных за весь 2011 год пока нет. «Сапсаны» за первый год работы (с декабря 2009 года по декабрь 2010-го) перевезли около 1,8 млн человек, а по данным на 19 декабря 2011 года — уже около 5 млн человек, ежедневно совершается семь рейсов.
Начальник службы корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги (ОЖД) Светлана Минина считает, что основные преимущества «Сапсана», которые оценили пассажиры на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом, — это скорость, комфорт, стоимость билета, прибытие в центр обеих столиц, а также в отличие от самолетов независимость от погодных условий. Светлана Минина отмечает, что на сегодняшний день заполняемость «Сапсанов» — 112%: за счет остановок, на которых заходят и выходят пассажиры. «Но можно говорить, что резервы имеющегося парка поездов исчерпаны», — подчеркивает она. Представитель ОЖД также напоминает, что в течение ближайших двух лет в распоряжении «Российских железных дорог» будет не восемь составов «Сапсан», а 16, что позволит перевозить еще больше пассажиров данным видом транспорта, в том числе за счет увеличения количества вагонов в одном составе. Сейчас один поезд «Сапсан» состоит из десяти вагонов и вмещает около 600 пассажиров.
В пресс-службе авиакомпании «Россия» отказались комментировать показатели пассажиропотока на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом. «Ни одна из авиакомпаний не раскрывает свои данные по количеству пассажиров на этой линии. Все крайне неохотно говорят о том, что действительно теряют пассажиров с развитием скоростного железнодорожного сообщения», — утверждает представитель авиакомпании. Представитель ВВСС отмечает, что на данном направлении действительно происходит снижение пассажиропотока, в связи с чем авиакомпании адаптируют свою стратегию под меняющиеся рыночные условия. «Они открывают новые региональные маршруты, обеспечивая возможность жителям Санкт-Петербурга летать напрямую в интересующие их пункты, а не со стыковкой через московские аэропорты», — добавляет собеседник издания.
http://www.rbcdaily.ru/2012/01/16/industry/562949982531211