Я что-то запутался. Если сертификаты выдаются всегда только госорганом и Боинг, коммерческая компания, их никогда и не выдавал и не мог выдавать, то в чем неперевранный смысл новости? Понятно, что Интерфакс, Рейтер – у них испорченный телефон, но какого права или полномочия FAA лишила Боинга на самом деле?
Уважаемый Appr уже ответил, но, мне кажется, не совсем доходчиво для непосвященной публики (я сам два раза перечитал его пост, пока в голове образовалось ясность). Попробую объяснить со своей точки зрения.
Да, Боинг никаких сертификатов ЛГ выдавать не может и не мог. Это абсолютная прерогатива ФАА. С формально-юридической точки зрения действия ФАА в отношении Боинга хорошо описываются выражением "напугали ежа голой...". Т.е., как корпорация Боинг никак не пострадал. Более того, Боинг может заявить ФАА в ответ: "Ну, и живите, как хотите!" И совершенно точно, что долго в выбранном режиме ФАА "жить" не сможет.
В реальной жизни все немного посложней. Низовой уровень работы по получению сертификатов ЛГ делали сотрудники Боинга, аккредитованные ФАА. С получением статуса ОДА, на Боинге (географически, так сказать) стал выполняться еще один, более высокий уровень работ по ЛГ. Это давало руководству Боинга некоторый неформальный контроль над сроками работ по получению сертификатов.
Я хочу подчеркнуть, что это не имеет никакого отношения к раздуваемой журналистами гипотезе "самосертификации". Просто у делегированного инженера есть выбор, чем заниматься в данный момент. Работа на ФАА - это не основная работа DER. Поэтому если начальство попросит закончить сертификационную работу на ФАА, а непосредственная работа может подождать, то почему не пойти на встречу как бы клиенту? Так работает не только Боинг. Все крупные американские фирмы имеют такие же отношения с ФАА.
Поэтому по факту у Боинга появятся проблемы с выполнением планов по срокам.
Что произошло конкретно? Я думаю, ничего в принципе не изменилось. Пара-тройка DER должны лишиться аккредитации. Но остальные будут все так же выполнять свои функции. Только свою подпись они будут ставить не как "Approve", a как "Recommend". А одобрять будет приставленный специалист ФАА. Так же примерно и на уровне ОДА. Боинговские инженеры не смогут выдавать одобрения, а только рекомендации для одобрения ФАА разных разрешений. Т.е. Боингу дали испытательный срок для исправления. Я думаю, на год.
Я не совсем понимаю, зачем "обрезали" полномочия по сертификатам летной годности серийных машин и экспортным сертификатам. Ведь сбой с МКАС произошел в области сертификации типа. Ну, ФАА виднее. Похоже они объявили Боингу тотальное давление по всем каналам. Ну, и на публику продемонстрировать "суровость" нового руководства ФАА (но и без этого пиара действия ФАА правильные - засранцев надо проучить, чтоб другим неповадно было).
Ну, а журналисты понятия не имеют о предмете. Им продавать новости надо. Вот и пишут фактически лживые заголовки.
Несколько сумбурно получилось, но как-то так.