Sholom
Старожил
Я особо ничего не хочу доказывать/опровергать. Я лишь задаю вопросы, которые по моему мнению должны были возникнуть у суда, и на которые ответов нет. И, судя по всему, уже не будет. Отчет МАК на эти вопросы не отвечает, хотя они важны для понимания вины каждого участника. Но это не задача МАК, хотя их отчет принят за доказательство в суде. В совокупности это создает сомнения в правильности и законности судебного акта. У меня, как у юриста.Это по версии отчёта, где говорится о следах оставленных при первом касании до полосы и втором уже на ВПП. Формулировку, что такое "козёл" приводить не буду(хотя следовало), но могу Вас удивить, что этот элемент "пилотажа" возможен и при малом обжатии стоек, если пилот допускает ошибку. Почему то совсем забыто, что самолёт был управляем. Что касается следа от струи двигателей, то на взлетном никто не садится, а у земли, если не ЗМГ, то очень рядом и лайнер движется, а не стоит на месте как снег на крыше вашего авто.
Изобразите графически тангаж при первом касании и где окажется нижняя точка двигателей. Тогда будет понятно об чем речь. А так "вывешен в горизонте", фото при заходе снизу без привязки к горизонту, но "расчёты" с точностью до см. Нет, возможно Вы правы, но не могу взять в толк чего хотите доказать/опровергнуть? Может самолёт сам поломался от старости?То, что он делал до ВПП или этого не было? Тогда точно от старости.))
Что касается действий/подвигов экипажа, то выше уже отметили. С Ваших слов/замеров: двигатели так низко... Из этого ощутить разницу на колёсах лайнер или на гондолах, думаю, без привычки, когда все трясется, сразу сложно. Вы никогда не видели как уверенно едет автомобилист на спущенном колесе?)) Грохот от отломившихся шасси? В кабине? Вряд ли. В салоне будет получше. Реверс? Отработанные стандартные действия. Двигатели то работали. Понимаю, отмазки так себе, но знаю случаи, когда экипаж сажал на брюхо без шасси и понимал это далеко не сразу: - Как то мы низко сидим...
Теперь по пунктам.
1. Самолет не стоит, конечно. Но скорость газов от двигателя многократно выше скорости самолета. Ибо принцип реактивного движения никто не отменял и самолет движется вперед за счет импульса, который создает масса истекающих газов умноженная на их скорость. Самолет-то тоже не из легких.
2. Я бы изобразил графически тангаж, если бы у меня были геометрические размеры. Профиля сугроба в том числе. У меня, к сожалению, их нет. Я вот даже длину вывешенных шасси достоверную найти не смог.
3. Самолет, конечно, поломался не от старости. Полагаю, что даже при относительно небольшой горизонтальной перегрузке предохранительные пины сломались под действием силы, возникшей из-за длины рычага между точкой приложения силы и местом установки пинов. Рычаг, как известно, силу увеличивает.
4. Что до действий экипажа. Тут куча сомнений. Как следует из того же отчета, в этом порту снег чистили весьма странно. Т.е. КПБ в схему расчистки ВПП вообще не попадала. Отсюда вполне возможно предположить (да, предположить, поскольку этот вопрос никем задан не был), что экипаж принял частично расчищенную в ЭТОТ раз КПБ, за начало полосы. И уверенно мостился именно на нее, как на полосу. И это объясняет если не все, то очень многое. Что они там в кабине обсуждали? Не где зебра, а где торец. "Вон там, после темного". После чего темного? Замечу, что сверху заснеженная полоса выглядит совсем иначе, чем с земли. Фото с земли никогда не дадут достоверного представления видимости с воздуха. И наоборот. Здесь мы имеем фото ВПП с земли, а сугроба с воздуха, хотя надо бы наоборот. Состояние сугроба интересует детально, а не в общем. А состояние полосы интересно в том виде, как оно предстало перед пилотами. Ну, чисто понять их действия. Объяснялки, которые они написали потом, можно успешно пустить на пипифакс. Это всегда субъективная ретроспективная оценка правильности и обоснованности совершенных действий. Т.е. там может не быть ни одного слова достоверного. Не потому, что врут, а потому, что оценивают по памяти собственные действия.
5. Что до заметили/не заметили. Вопрос не в грохоте. Вопрос в ударе. Самолет сел, реверс выпустили, ок. Дальше должны быть привычные ошущения пробега. Трясет, "бормочет" под брюхом. Вместо этого резкий крен с ударом в одну сторону, потом крен выравнивается и опять с ударом. Это нормальная привычная посадка? Или что? Типо, в колдоебину на ВПП опять попали? Нет никаких вопросов?