Господа, по поводу штопора, а особенно штопора в ГА.
1. Все-таки это не высший пилотаж, а сложный. Далеко не самая дорогая фигура в каталоге Арести.
Отсюда вывод: а нет никакого вывода.
2. Штопора в спортивных целях (на спортивных самолетах и планерах) крутят исключительно в визуальных условиях.
Отсюда вывод: в приборных метеоусловиях у спортсемнов навыка вывода из штопора нет. А приборные условия от визуальных отличаются в данном случае чуть более чем всем. Я бы не рискнул штопорить на 52-м в приборных условиях. Хотя в визуальных - иииизи.
3. Штопора в спортивных целях крутят на аппаратах специально для этого предназначенных.
Отсюда вывод: остальные аппараты туда лучше не загонять, так как они как минимум не испытаны в этих режимах и чего от них ждать - неизвестно. К тому же не стоит забывать и об ограничениях по прочности.
4. Штопора в спортивных целях крутят СОЗНАТЕЛЬНО. В случае непреднамеренного срыва (с перегрузки) даже хорошо подготовленный спортсмен тратит какое-то время (пусть доли секунды, но все же. При сознательном штопорении готовность к выводу присутствует еще до начала ввода) на осознание.
Отсюда вывод: при непреднамеренном попадании в штопор даже в визуальных условиях на незнакомом самолете куча времени пройдет до начала активных действий по выводу. В приборных условиях само понимание, что именно происходит с самолетом может прийти не успеть.
5. Каждый аппарат штопорит абсолютно по своему. Те же Бланик и 52-й отличаются очень сильно. Соответственно, каждый аппарат и выводится по своему. Общеизвестны 5 методов вывода. Какой из них применять зависит от типа аппарата и самого штопора.
Отсюда вывод: оптимальный метод вывода данного аппарата из данного вида штопора нужно отработать заранее.
И главный вывод: вывести самолет (для штопора не предназначенный) в приборных метеоусловиях (при отсутствии навыков штопорения по приборам) загнанный в штопор непреднамеренно (время на распознание ситуации умножаем на коэффициент офигевания равный бесконечности для случая приборного полета) на котором пилот ранее не летал в этом режиме (и не знает как им методом оптимально его выводить) - это чудо.
Ровно та же история и с военной авиацией.
Собственно как вариант - срыв с перегрузки, на выводе из петли например. А дальше он просто ничего не понял.