В обоих случаях после четвертого разворота на самолетах возникла скоротечная аварийная ситуация, которая и привела катастрофам. Самолеты столкнулись с землей на больших скоростях с убранными закрылками и выпущенными шасси.
Исследованиями разрушенных деталей самолетов в лабораторных условиях, а также длительными повторными эксплуатационными испытаниями, проведенными в ГосНИИ ГА, было установлено, что при летных происшествиях имели место сваливания самолетов в процессе четвертого разворота или при выходе из разворота.
Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
- наличие льда на крыле при выполнении четвертого разворота с неотклоненными закрылками на скорости полета 280-300 км/ч при угле крена до 30°;
- наличие льда на стабилизаторе, приводящего к «клевку» самолета при довыпуске закрылков до 30-35°. В этом случае сваливание наступает при энергичном выводе из «клевка» в сочетании с одновременной уборкой закрылков. Сваливание может наступить и при плавном выводе из «клевка», если лед находится также и на крыле.
В приказе МГА №013 от 19.03.1971 г. по результатам расследования этих катастроф указывается, что катастрофы самолетов Ан-12 13.11.1969 г. и 06.12.1969 г. произошли при аналогичных обстоятельствах. Во всех этих случаях самолеты выполняли заход на посадку ночью в облаках с влажностью от 86 до 98% при температуре воздуха от -6 до -11°С, где в первом случае имелись условия для обледенения, а во втором - оно фактически было определено.
Аварийная ситуация возникла неожиданно для экипажа на высоте круга и развивалась скоротечно.