А что в карте некритично по отношению к взлету?Вспомнилось: "а вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?"(В. Маяковский)
Алгоритм включения вырабатывается исполнителем в соответствии с эргономикой кабины и расположением всего того, что приводит к включению соответствующих потребителей.
Ведь не пишут же в РЛЭ типа: повернись вправо на 35* относительно продольной оси самолета, подними руку на 60* относительно естественного горизонта, согнутым указательным пальцем поддень и потяни снизу вверх до щекчка сначал первый, а затем второй и третий переключатели на щитке... ну и т.д. Требуется просто включить то-то и то-то, иногда в определенной технологической последовательности.
И вот именно эта самая последовательность в какой-то момент и перестает быть "делом хозяйским". (Не)логичность последовательности может сыграть свою роль (вопросы оптимизации могут конфликтовать с "ляменевой посудой" от хозяина).
Как в нашем случае. Если включение обогрева ППД столь критично по отношению к взлету (появлению обдува), то оно, по идее, должно быть последним в списке действий экипажа и проверки этого действия.
Поскольку пока нет сведений о причинах, по которым экипаж не выполнил все технологические операции перед взлетом, остается по косточкам разбирать все то, что могло способствовать такому нарушению. В том числе и это. ИМХО.
А что в карте некритично по отношению к взлету?
Важно, чтобы карта была выполнена. Вся, до единого пункта. И неформально. Можно ведь и проговорить скороговорно, не убедившись в соответствии.
А зачем "колбасить все, что угодно"? Колбасить можно то, что нужно и важно.В том-то и дело, что можно наколбасить все, что угодно. Вопрос в том, как этому способствуют или нет сопутствующие факторы. Ну не зря же, наверное, стали заниматься эргономикой кабины?
А ведь куда как проще: написал выполнить! и давай драть за каждое неверное движение.
А зачем "колбасить все, что угодно"? Колбасить можно то, что нужно и важно.
А последним пунктом каждый раз помещать то, что забыли включить перед последним происшествием?
Вот пример карты. Скажите, какой в ней пункт менее важен?
Посмотреть вложение 614304
и далее:В процессе занятия исполнительного старта зарегистрировано выполнение Карты контрольной проверки «НА ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ СТАРТЕ», при этом пункт «ОБОГРЕВ ППД – ВКЛЮЧЕН» был «отложен» экипажем. Согласно РПП авиакомпании этот раздел выполняется экипажем непосредственно перед взлетом по Карте контрольной проверки «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ».
Экипаж подтвердил получение информации и приступил к взлету. Карта контрольной проверки «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ» не выполнялась.
Почему некорректно? Ту же карту выполняли, летая и втроём. А, пересчитывая объем и нагрузку, нужно не забывать о полном отсутствии автоматики и современных средств навигации и индикации на тех типах.Давайте определимся с терминами: "колбасить" довольно известное выражение, означающее "допускать ошибки". В этом смысле Ваше: "Колбасить можно то, что нужно и важно." не может быть быть предметом обсуждения. Карта, которую Вы предлагаете, рассчитана на 4-х членный экипаж. Сравнивать ее с двучленным, на мой взгляд, не совсем корректно. Можно, конечно, пересчитать объем и нагрузку, но зачем?
Почему некорректно? Ту же карту выполняли, летая и втроём. А, пересчитывая объем и нагрузку, нужно не забывать о полном отсутствии автоматики и современных средств навигации и индикации на тех типах.
Вручную было ВСЕ. Может, поэтому не забывали включать обогрев ПВД?
Ну да - все на двоих. Зато зарплаты меньше платить.Но ведь и сейчас вручную включается достаточно много. Если бы остался один обогрев ППД, тогда бы можно было говорить: на фоне полной автоматизации забыли.
Но, как тут уже неоднократно и многими подчеркивалось: речь идет об отсутствии контроля за включением. Он ведь должен был исключить возможность ляпа. И мы сейчас пытаемся понять: почему не было контроля?
В моей четвертьвековой практике такого не случалось. И не слышал даже.Да забывали и ещё как.
Да, конечно было по всякому, но ведь мастерство заключается не только в идеале выполнить все без отклонений(хотя это бесспорно на первом месте), но и правильно оценить и выйти из сложившейся ситуации. Будь она техногенного характера или собственноручного.Да забывали и ещё как.
... А о каком контроле речь? ...
Как минимум - все, что было в невыполненном разделе ККП.А что еще, кроме включения ППД, проконтролировано не было?
Как минимум - все, что было в невыполненном разделе ККП.
Так посмотрите карту этого типа. Но, даже если ничего больше не было - этого, как видим, оказалость, увы, достаточно...И что же там было?
Так посмотрите карту этого типа. Но, даже если ничего больше не было - этого, как видим, оказалость, увы, достаточно...
Думаю, что карта согласно особенностей самолета, но минимум пять пунктов режет слух. На ЯКе их либо вообще небыло, либо выполнялись на другом этапе. К примеру ВСУ и ОТБОР ВОЗДУХА ОТ ДВИГАТЕЛЕЙ. ФАРЫ и ВРЕМЯ вообще не было, кроме команды КВС: Внимание, взлетаем, фары, время включить, рубеж 230.
...ВСУ разве не выключают после запуска двигателей? Так же и отборы.
Думаю, что карта согласно особенностей самолета...