Скажите, вот лично вы, будете испытывать иллюзию относительно крена самолета, пилотируя его по приборам?
Я уже писал. Длинно у себя, кратко здесь. Напишу длинно:
"Очень и очень много катастроф по причине иллюзий пространственного положения знает история авиации. Считается, что победить ее можно, лишь научившись доверять показаниям приборов, которые показывают положение самолета в пространстве независимо от мнения вестибулярного аппарата.
По теме -
шесть видов пространственной дезориентации в полете
Транспортники, в том числе пилоты гражданских лайнеров, 99% летного времени выполняющих приборное пилотирование, редко когда "схватывают" иллюзии. Для этого у них мало предпосылок - они не совершают пилотаж с большими перегрузками, резкими изменениями положения. Они действительно привыкли доверять приборам положения, и смотрят на них, практически не отвлекаясь, в течение всего полета, особенно на критических этапах - взлет, набор высоты, захода на посадку, посадка.
Большинство гражданских пилотов ни разу не испытывали иллюзий пространственного положения. Я имею в виду иллюзий мощных, с какими сталкиваются пилотажники, попавшие в облачность, или увидевшие звездное небо, отражающееся в море, и т.п. Женя, экс-инструктор МиГ-29 очень интересно рассказывал о своем личном опыте схватывания таких иллюзий и о методах борьбы с ними.
Мы летаем "ровненько" и "гладенько", поэтому в 99.99999% полетов ничего особенного не испытываем.
Отсюда рождается успокоенность и уверенность, что так будет всегда. После катастрофы в Казани многие удивлялись "Как можно было давить штурвал от себя?", после катастрофы в Ростове удивления не уменьшились. Мой хороший друг, коллега, до сих пор неудомевает и отказывается верить в возможность такой ситуации. И не он один.
Что ж. А я допускаю и верю. Ведь таких катастроф было не две, не три и не четыре. Я имею в виду катастрофы с гражданскими самолетами, в которых пилот путал снижение с набором и давил штурвал от себя (а то и помогая стабилизатором), пытаясь успокоить свой вестибулярный аппарат, несмотря на то, что приборы-то показывали всю правду...
Те, кто схватывал мощные иллюзии, говорят, что очень трудно (особенно в первый раз) заставить себя поверить показаниям приборов, т.к. мозг кричит об обратном! Дальше проще, но все равно, бывает непросто. И это говорят люди тренированные, т.е. те, которым приходилось бороться с данным эффектом. Чего уж говорить о пилоте, который впервые в жизни попал в подобное состояние?..
Предупрежден - значит вооружен. Вывод, который должен каждый грамотный пилот сделать из случившегося - заставлять себя НЕ отвлекаться от пилотирования, от контроля основного параметра - положения ВС - при пилотировании (особенно в ручном режиме) на критических этапах полета, особенно при уходе на второй круг, насыщенном частыми действиями и изменениями конфигурации.
Кроме катастроф было очень много случаев со счастливым исходом - когда пилоты все же справились с ситуацией. Эти случаи дали хороший материал для понимания проблемы, и на первом месте стоит фактор отвлечения внимания от контроля за пространственным положением ВС по основному прибору - авиагоризонту. Например, отвлекались на интенсивный рост (падение) скорости, или на необычное (не к месту) изменение режима работы автоматики. На ведение радиосвязи и прочие не столь важные в данный момент времени вещи.
Понимание опасности такого отвлечения
должно быть у каждого пилота. Скорость - это вторичный параметр после положения ВС. Если мы говорим о наборе высоты после ухода на второй круг, то скорость будет производной от тангажа самолета. Курс - от крена самолета. Основное внимание при пилотировании должно уделяться именно тангажу и крену, т.к. все остальные параметры - являются следствием.
То есть, как бы не хотелось глазам сконцентрироваться на чем-то другом, о тангаже и крене забывать нельзя. Надо заставлять свои глаза бегать по приборам, даже если этот прибор выглядит как одно целое - как дисплей со шкалами. Распределение внимания еще никто не отменял, даже в "гласс-кокпит".
Положение ВС - скорость - высота. Положение ВС - скорость - высота - курс. Положение ВС - скорость - высота.. И так далее"
http://denokan.livejournal.com/145351.html