Катастрофа самолета L-410 UVP-E3 RF-94591 в Республике Татарстан 10.10.2021

По профессии я авиационный инженер по АиРЭО. Правда более 20 лет не работаю по данной профессии, но кое что помню.
На заборе тоже много чего написано, но как показывает практика, не всегда стоит этому верить. Это к вопросу про соблюдение правил и регламентов, особенно после развала советской системы ТОиР, а также с учетом специфики ДОСААФ, о которой в этой теме было сказано много нелестных слов.



А теперь ответьте пожалуйста на вопрос: каким образом емкостные датчики системы СПУТ1-5 Ан-24/26, если не ошибаюсь это был ваш тип, измеряют килограммы? Насколько мне не изменяет склероз, датчики измеряют уровень топлива в баке, а конкретно высоту столба жидкости, выполняющей роль диэлектрика между обкладками датчика, т.е. другими словами измеряют объем этого самого диэлектрика внутри датчика. Указатели градуируются в килограммах. К слову, система очень глючная, датчики постоянно приходилось снимать и сушить из-за погрешности, которая определялась путем измерения уровня топлива в баках мерной линейкой и сравнения с показаниями системы.
Если бы придумали систему, измеряющую непосредственно вес топлива, разработчики могли бы претендовать на нобелевскую премию.

Если "показывает практика" - то это совсем из иной оперы песня. Которой аккомпанирует уголовный кодекс.
Говоря об электроемкостной системе измерения топлива, объясните мне, как инженер по АиРЭО (я таковым специалистом не являюсь - вам и карты в руки), почему измерительная часть топливомера указывает массовые единицы, а вот командная работает в объёмных?
Почему скопление воды на донышке датчика приводит к завышению массовых показаний топливомера?
Почему, в описаниях работы прибора, говорится, что емкость датчика прямо пропорциональна массе топлива, а не его объему?
Насчет глючности и погрешностей - согласен с вами: не видел ни одного Ан-26, который бы этим не грешил. Но это не меняет сути.
 
Реклама
На ТЗ (на земле) измерить непосредственно вес топлива не представляет особой сложности, в отличие от летательного аппарата (в воздухе). На ЛА теоретически вес топлива непосредственно можно измерить либо тензометрическими датчиками (весовой метод), либо манометрическими датчиками (гидростатический метод). Мне не известны практические системы измерения топлива с применением таких датчиков на существующих типах ЛА.
На ТЗ нет необходимости взвешивать топливо. Достаточно внести поправку на его плотность. Элементарная калькуляция.
 
На ТЗ нет необходимости взвешивать топливо.
В том то и дело,
"Имею желание купить дом, но не имею возможности.
Имею возможность купить козу, но не имею желания".

На ТЗ есть возможность измерить вес, но нет необходимости,
На ЛА есть необходимость измерить вес, но нет возможности.
 
В том то и дело,
"Имею желание купить дом, но не имею возможности.
Имею возможность купить козу, но не имею желания".

На ТЗ есть возможность измерить вес, но нет необходимости,
На ЛА есть необходимость измерить вес, но нет возможности.
На ЛА необходимо измерить массу, а не вес.
 
почему измерительная часть топливомера указывает массовые единицы, а вот командная работает в объёмных?
Потому что "Достаточно внести поправку на его плотность. Элементарная калькуляция."
Как следствие, изменение "массовых единиц" измерителя с ростом высоты и понижением температуры.

Почему скопление воды на донышке датчика приводит к завышению массовых показаний топливомера?
Здесь элементарная физика. Диэлектрические свойства воды отличаются от таковых свойств топлива. Результат - погрешность измерения.
Почему, в описаниях работы прибора, говорится, что емкость датчика прямо пропорциональна массе топлива, а не его объему?
Потому что "Элементарная калькуляция."
 
На ЛА необходимо измерить массу, а не вес.
Как вы хотите измерять массу на самолете? Теоретически можно измерить вес, как я уже говорил с помощью тензо или манометрического датчика, а он измеряет давление, которое масса производит на опору (датчик). Дальше "почти простая калькуляция" с учетом изменений вектора и модуля ускорения в полете.
 
Последнее редактирование:
Потому что "Достаточно внести поправку на его плотность. Элементарная калькуляция."
Как следствие, изменение "массовых единиц" измерителя с ростом высоты и понижением температуры.


Здесь элементарная физика. Диэлектрические свойства воды отличаются от таковых свойств топлива. Результат - погрешность измерения.

Потому что "Элементарная калькуляция."
Чтобы внести поправку на плотность, надо эту плотность знать. А указывается она, константная - только в расходомерах.
Массовые единицы не меняются с понижением температуры. Меняются объемные.
 
Как вы хотите измерять массу на самолете? Теоретически можно измерить вес, как я уже говорил с помощью тензо или манометрического датчика, а он измеряет давление, которое масса производит на опору (датчик). Дальше "почти простая калькуляция" с учетом изменений вектора и модуля ускорения в полете.
В полете нужно знать массу топлива, а не вес. Вес в полете - величина переменная. В таком случае проще литрами оперировать. Не будешь заблуждаться.

IMG_20211016_165952.png
 
Массовые единицы не меняются с понижением температуры.
Я не зря "массовые единицы" взял в кавычки.
Цитата из РЛЭ Ан-24: "При определении количества топлива учитывайте, что показания топливомеров при наборе
высоты занижаются, а при снижении — завышаются. При полетах на этих режимах определять
количество топлива рекомендуется только по показаниям суммарных счетчиков расходомеров".
 
Реклама
В полете нужно знать массу топлива, а не вес. Вес в полете - величина переменная. В таком случае проще литрами оперировать. Не будешь заблуждаться.
Кто бы спорил, что вес в полете величина переменная, я именно это и имел ввиду, когда написал про "почти простую калькуляцию" с учетом поправок на ускорение. Просто датчиков, измеряющих массу (в отличие от веса) в природе не существует. Либо я про такие не слышал.

Посмотреть вложение 787883

Чтобы показания емкостного датчика были пропорциональны массе (при постоянной плотности) он должен учитывать форму бака. Иначе зависимость будет нелинейной и приводить к большим погрешностям. Никакого противоречия. Датчик все равно будет измерять объем, а не массу.
 
В полете нужно знать массу топлива, а не вес. Вес в полете - величина переменная. В таком случае проще литрами оперировать. Не будешь заблуждаться.

Посмотреть вложение 787883
Авторы этого текста не различают объем и массу и не краснеют. Датчики у них профилируются под форму бака чтобы получить линейную зависимость объема топлива. И тут же пишут про массу топлива.
 
Авторы этого текста не различают объем и массу и не краснеют. Датчики у них профилируются под форму бака чтобы получить линейную зависимость объема топлива. И тут же пишут про массу топлива.
Различают. Датчики измеряют объем , а указатель отображает килограммы. Масса прямо и линейно пропорциональна объему при соблюдении указанных выше условий и постоянной плотности. Изменение плотности при изменении температуры приводит к изменению показаний топливомера.
 
Различают. Датчики измеряют объем , а указатель отображает килограммы. Зависимость массы от объема прямо и линейно пропорциональна при соблюдении указанных выше условий и постоянной плотности. Изменение плотности при изменении температуры приводит к изменению показаний топливомера.
Всего лишь температурная зависимость добавлена в датчики. А попадание воды или другого типа топлива эти датчики ни как не отследят и радостно обманут пилотов.
 
Всего лишь температурная зависимость добавлена в датчики. А попадание воды или другого типа топлива эти датчики ни как не отследят и радостно обманут пилотов.
Еще эти датчики радостно обманывают при добавлении не предусмотренных конструкцией топливомера гибких баков. При этом уровень, измеряемый датчиком , не меняется. Не меняются и показания. Что еще раз доказывает, что массу они не измеряют...
 
Я не зря "массовые единицы" взял в кавычки.
Цитата из РЛЭ Ан-24: "При определении количества топлива учитывайте, что показания топливомеров при наборе
высоты занижаются, а при снижении — завышаются. При полетах на этих режимах определять
количество топлива рекомендуется только по показаниям суммарных счетчиков расходомеров".
Это явление происходит потому, что датчики топливомера расположены , практически, в одну линию вдоль крыла и система может компенсировать перемещение топлива по крену и не может по тангажу.
 
Всего лишь температурная зависимость добавлена в датчики. А попадание воды или другого типа топлива эти датчики ни как не отследят и радостно обманут пилотов.
Показания электроемкостных топливомеров мало зависит от изменения температуры. Это обусловлено тем, что при изменении температуры одновременно меняются объем жидкости и диэлектрическая проницаемость среды, которые примерно компенсируют друг друга.
 
Во закрутили! При заправке берём паспорт на топливо смотрим плотность и считаем сколько будет кг. Заправляем сколько необходимо. Кто в литрах, кто в кг. В задании к остатку прибавили заправку в кг по требованию получили количество топлива на борту в кг. Посчитали взлетели вес и полетели. В полете, если показывает прибор в кг, то это от плотности 0,8, если в литрах, то как оттарирован. Знаешь часовой расход в л(кг) сиди контролируй, а то и расходомер в помощь. Все ограничения по топлива расписаны. Долетался до, что баки сухие - твои проблемы, а если показывал прибор расчётный остаток, а баки пустые, то это совсем другая история.
Здесь хотелось бы знать количество топлива на борту перед взлетом. Не важно в каких единицах. Считать умеем.
 
Реклама
Показания электроемкостных топливомеров мало зависит от изменения температуры. Это обусловлено тем, что при изменении температуры одновременно меняются объем жидкости и диэлектрическая проницаемость среды, которые примерно компенсируют друг друга.
К сожалению, зависят.
555.jpg
 
Назад