Катастрофа самолета Ту-154Б-2 RA-85572 близ Сочи 25.12.2016 - обсуждение

Реклама
Простите, вопрос к специалистам: есть ли аварийная сигнализация на ТУ-154 о невыпущенных закрылках при начале разбега?


А при чем тут _начало разбега_? Там - то и сигнализация должна быть, и отче-наш (чеклист) пилоты читают. Да и не взлетели бы они, пришлось бы подрывать с последних плит с неясными последствиями (если полоса длинная то без оных вообще). А вот сигнализации _убраны закрылки при выпущенных шасси_ там скорее всего нет (хотя это абсолютно ненормальное положение).

(Обратная сигнализация обычно есть, чтобы предотвратить посадку без шасси. НО забыть закрылки выпустить еще мало кому удавалось).
 
Сунули закрылки вместо шасси.

тож подобная мысль посещала, но опять же, разбегались.. впереди море, стойки сразу можно убирать, т.к. шасси в море уж точно не нужны. или сразу убрали закрылки? тогда "приплыли" бы куда раньше.. да и контроль механизации на данном самолёте, вроде не на одном человеке, сразу просмотрели несколько членов экипажа? хм..
 
stranger267, ваши взгляды на аэродинамику настолько своеобразны, :) что лучше я промолчу.
#автоудаление

Обычная физика. Все самолеты, кроме экзотических (бесхвостки, утки всякие) имеют одинаковую аэродинамику. И все, кроме неустойчивых с ЭДСУ, стремятся опустить нос при уменьшении скорости или поднять его - при увеличении (за счет чего и могут летать без ЭДСУ). По сути - стремятся сохранить угол атаки заданными стабилизатором или триммированием.

Это вас, похоже, когда то не доучили аэродинамике. Точнее учили как чисто оператора, а не физике оной (тут я не виноват, такая тенденция и в США есть - давать выводы без того, как они получились).

#автоудаление

(Насчет той фразы, а в ней уголо атаки фигурировал, черт его знает... для устойчивости важна реакция на изменение скорости, угол атаки там вторичен).
 
Чтоб по ссылкам не ходить. В двух словах:
У Денокана (а он пилот инструктор) есть запись.
Вкратце, можно вместо шасси убрать закрылки.
Рычаги недалеко друг от друга и похожи.
Так что есть вероятность что пилоты убрали закрыли ( думая что убирают шасси), самолет стал проседать и и терять подьемную силу.
Далее - штурвал еще на себя....
А потом то что описывал свидетель - самолет похож на мотоцикл на заднем колесе.
Его за этот пост уже полдня ругают. Вроде как намекнул. И понесли.
Понятно, что вброс в СМИ о 500+ скорости с диким углом тангажа и падением- чушь.
Изначально было похоже на просадку. Думалось что перегруз вкупе с обледенением, а выходит всё может быть вообще тривиально.
"Сука... закрылки"
 
тож подобная мысль посещала, но опять же, разбегались.. впереди море, стойки сразу можно убирать, т.к. шасси в море уж точно не нужны. или сразу убрали закрылки? тогда "приплыли" бы куда раньше.. да и контроль механизации на данном самолёте, вроде не на одном человеке, сразу просмотрели несколько членов экипажа? хм..
На Ту-154, на котором рычаги рядом, и для операций с которыми требуется примерно одно и то же действие - протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх - таких случаев очень много.

Лично знаком с двумя пилотами, которые, будучи молодыми, это делали. Благо, этот "косяк" эргономики известен давно, за молодыми присматривают тщательнее, чем за опытными - штурманы махом отсекали это действие и сували закрылки обратно, попутно огревая НЛ-10 стриженые затылки новичков.

Если же проворонить этот момент, то проблем можно огрести очень много - ведь шасси убираются сразу после взлета, когда самолет еще не набрал значительную скорость, на которой последствия резкого падения подъемной силы можно компенсировать достаточно безопасно.

При уборке закрылков на недостаточной скорости самолет стремится к земле, и если это стремление пытаться парировать взятием штурвала "на себя", можно выйти на критические углы атаки. И свалиться в непосредственной близости твердой земной поверхности.

Если самолет еще и тяжелый, то есть, масса близка к предельным, то все это в совокупности очень и очень критично.
© Денис Окань
 
вот и всё

РАСШИФРОВКА:

— ...Скорость 300... (Неразборчиво.)

— (Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир.

— (Неразборчиво.)

— Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

— Закрылки, сука, чё за х**ня!

— Высотометр!

— Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

— (Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!

КОНЕЦ ЗАПИСИ
 
Чтоб по ссылкам не ходить. В двух словах:
У Денокана (а он пилот инструктор) есть запись.
Вкратце, можно вместо шасси убрать закрылки.
Рычаги недалеко друг от друга и похожи.
Это уж какая-то ошибка блондинки - газ с тормозом перепутала...
 
Реклама
Выкрик о закрлках может быть как констатацией факта так и указанием, без данных параметрических - гадание на кофейной гуще и опускание друг друга.
 
тож подобная мысль посещала, но опять же, разбегались.. впереди море, стойки сразу можно убирать, т.к. шасси в море уж точно не нужны. или сразу убрали закрылки? тогда "приплыли" бы куда раньше.. да и контроль механизации на данном самолёте, вроде не на одном человеке, сразу просмотрели несколько членов экипажа? хм..

Убрали закрылки вместо шасси, после набора метров 60-ти (уж не знаю на какой высоте это делают на Ту-154. На мелочи делают, как только становится ясно, что _если что, на полосу уже не сядешь назад_, то есть при пролете торца, примерно...)

Самолет стал проседать, плюс к тому шасси дают приличное сопротивление. Условия - ночные и по сути инструментальные (горизонт в сторону моря обычно не видно, если нет луны). Реакция - штурвал на себя, нос задрать. Самолет летит но сопротивление резко возрастает, и дальше надо считать, хватит ли мощности для разгона или скорость начнет падать. Плюс к тому крылья в таком режиме могут затенять двигатели, то есть возможен помпаж (опять таки, в теории, как оно на конкретном Ту-154Б, не знаю).

Взял бы кто-нибудь симулятор и опробовал. Если убрать закрылки вместо шасси сразу после взлета, и задрать нос до предельных (перед срывом) углов атаки, а самолет груженный под завязку - хватит ли мощности для разгона или скорость начнет падать? Не забываем еще и про шасси, которые не дадут особо разгоняться.

(Тем паче, пилот же не просто нос задерет а будет пытаться выдержать скорость набора высоты. Что в этих условиях /на низкой скорости и высоких углах атаки/ тоже может приводить к потере скорости -> задираем нос еще больше -> и так до угла срыва -> кто-то наконец замечает что _закрылки_ но выпустить их обратно уже не успевает или не догадывается... )

А вообще лучше подождать расшифровок, все ясно станет. Пока лишь ясно, что теракт произвел _Разгильдяй Разгильдяевич_, а вот какого именно рода, неясно.
 
выше писали про модели бортовых регистраторов... при их удачной расшифровке будут данные о работе систем и возможных отказах, которые могли спровоцировать нештатную ситуацию на взлете? Как-то не верится в "ошибку пилотирования".
 
Если говорить о вашем заявлении "Для гражданских ЛА увеличение УА ведет к увеличению пикирующего момента", то поищите в гугле Ту-154 подхват.
Ну, или то же самое для Ту-104.
Полагаю, узнаете много нового о зависимости момента по тангажу от УА для гражданских ЛА.

Каждый раз нужно уточнять "при нормальных эксплуатационных режимах"? Так как любой статически устойчивый самолет при отрицательной скорости станет вдруг неустойчивым.В контексте первого упоминания был этап отрыва от ВПП, где УА более 20 представить сложно.
Если загнали Ту или любой другой лайнер с верхним расположением стабилизатора на углы атаки, где крыло затеняет стабилизатор - это ошибка в пилотировании до.
 
Это если получается достать эту магнитную ленту и она цела. А представьте себе, что это случилось бы на удалении 300-500 км от берега? И самописец лежал бы на совсем другий глубине ?
МСРП имхо на проволоке работают
 
вот и всё

РАСШИФРОВКА:

— ...Скорость 300... (Неразборчиво.)

— (Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир.

— (Неразборчиво.)

— Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

— Закрылки, сука, чё за х**ня!

— Высотометр!

— Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

— (Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!

КОНЕЦ ЗАПИСИ
Налицо несоблюдение технологии.
1) На высоте 5-10 м КК дает команду "Убрать шасси". ПКК убирает и докладывает.
2) На высоте не менее 120 м КК дает команду "Убрать зарылки". ПКК убирает и докладывает "Закрылки и предкрылки убраны, стаб 0 гр ".
2-го пункта - нету.
 
Реклама
НО забыть закрылки выпустить еще мало кому удавалось).
Да, мало кому, но в случае невыпущенных закрылков и наличия стабилизатора на кабрирование, при достижении некой скорости, вероятно, самолет "подхватит", он оторвется, а потом начнет проседать. Это сугубо предположение. Крайнемаловероятное.
 
Назад