Дмитрий70, с автобусами проще. Вот транспортная схема - автобус хх маршрута идёт от Киевского вокзала до Ленинградского проспекта 36, другой от Павелецкого вокзала Москва Сити. Один маршрут везёт прибыль, тк автобус битком, а второй маршрут - пустой, но в соответствии с ФЗ-131 муниципалитет обязан обеспечить население транспортной доступностью. Муниципалитет взял какой-то автобус на 12 метров (КамАЗ, ЛиАЗ, МАЗ) проехал по маршруту, посчитал затраты на топливо, maintenance, и тп и установили что за 1 км они готовы платить перевозчику 52 рубля. Перевозчик а)может взять приснопамятный Мерседес конекто, турецкой сборки, надёжный как автомат Калашникова, экономичный и пассажирам нравится (комфорт, обивка на сиденьях качественная, USB зарядка работает), но дорогой, соответственно и базовая цена для расчета лизинга не оч приятная, зато не ломается, расход топлива низкий. Другой вариант взять какой-то ЛиАЗ или волгабас с китайским движком. Дёшево, сердито, про запас ещё пару - на случай поломок, чтобы мэрия не ширафлвала за невыход на линию. Мэрия собирает деньги и с прибыльных маршрутов и с убыточных, и из общей копилки платит всем перевозчикам за 1 км пути по контракту. Если транспортная схема посчитана верно - доплат из бюджета на покрытие дефицита на оплату перевозчикам не нужно. Если нет - будьте любезны. Перевозчик же ломает голову что лучше Мерседес (Airbus) или ЛиАЗ (SSJ) чтобы в условиях кжц остаться в полюсе, заработать денюжку сверх рассчитанной минималки муниципалитетом. С самолётами сложнее.
Столкнувшись с турбинистами по predictive maintenance, я начал общаться с авиаторами и читать форум. До сих пор не понял). Например, Проектирование самолёта начинается с силовой установки (это мнение уважаемого Владимира Павловича
лапшин, и других конструкторов и инженеров от авиации на форуме). Как я понял это ещё советская традиция проектировать самолёт без двигателя, основываясь на ТТХ (планируемых) от группы, разрабатывающей двигатели. Пока двигателя нет берём импортный SAM, PW, GE.. обкатываем самолёт. Предлагаем его авиакомпаниям. Тут нет муниципального контракта с платой за км пути. Тут а/к сами берут приемлемый "эталон" начинают прикатывать маршрут и начинается интересное. Делают заявки на новые российские самолёты афл - хх шт SSJ, хх шт - МС. С7 - аналогично. Потом начинаются танцы с бубном - не ту размерность запроектировали, дайте на 65 мест и тп. Афл вообще сливает борта дочке. И если для частной компании такой авиапарк - убытки, брать его они не хотят, то компания с госучастием может в рамках взноса учредителя, субсидий попробовать компенсировать внеплановые затраты. И тут начинаются хитросплетения маркетинга - как продать самолёт на который спроса нет? Уменьшить лизинговые платежи, дать Грэйс период по оплате этих платежей и тд и тп. И тут, Дмитрий несправедливо, пенять конструктору, что же он в разделе экономико-технические характеристики не ту цифирь поставил, он когда проектировал двигатель был "временный" - импортный, как появился отечественный показатели изменились. И тут регулировка пойдет в разрезе расход выше зато лизинговый платеж меньше. Я тут твердо усвоил, что иностранные самолёты тоже не фонтан, но иностранные правительства через свои фин институты и политические каналы активно лоббируют свой авиапром. По сути получается разницы особой между самолётами нет (если верить нашим инженерам и конструкторам). Поэтому рано говорить о конечной экономике полетов лмс 901. Если даже она будет отличаться от ожидаемой, все эти северные "оленеводческие" полеты субсидируемые. Могу, конечно, кругом быть не прав, но так я понял, пока сижу дома на больничном.
#del