.
Целую команду диспетчеров уволят за опасное сближение самолетов Ан-72 и Ил-76 над Омском.
Этот инцидент произошел вечером 15 февраля. Тогда в воздушном пространстве Омской области завершались учебно-тренировочные полеты двух самолетов Ил-76 ведомственной авиации. На время тренировок была активирована временная зарезервированная зона ограничения полетов.
Один из Ил-76 возвращался на аэродром госавиации Омск-Северный. В то же время во второй аэропорт в городе Омск-Центральный (гражданский) на посадку заходил самолет ведомственной авиации Ан-72 из Караганды. Оба аэродрома находятся неподалеку друг от друга. При одновременных полетах на них необходимо согласование между органами ОВД очередности выполнения захода на посадку.
Ан-72 на посадку в Омск-Центральный заводил диспетчер «Круга» (ДПК), Ил-76 находился под управлением руководителя полетов (РП) Омск-Северный. С РП была согласована очередность захода на посадку самолетов, приоритет получил Ан-72, после чего ДПК приступил к его векторению. РП также прибегнул к процедуре векторения Ил-76, чтобы создать интервал и завести его после Ан-72.
В момент начала векторения оба самолета следовали на встречных практически параллельных курсах с боковым интервалом 20 км, расстояние между ними составляло 23 км. Затем ДПК дал команду экипажу Ан-72 выполнить правый разворот и разрешил заход на посадку на ВПП 25. При этом на индикаторе воздушной обстановки Ил-76 следовал без изменения курса. Расстояние между бортами сократилось сначала до 17,5 км.
Через несколько секунд РП направил Ил-76 на встречный курс Ан-72. ДПК, наблюдая тенденцию к сокращению интервала и отсутствие динамики разворота Ан-72, дал пилотам команду на выполнение левого разворота, надеясь, что этот маневр позволит обеспечить горизонтальный интервал и предотвратить влет в зону Омск-Северный. Однако Ан-72 уже начал выполнять разворот вправо в рамках ранее выданной команды. Тогда ДПК снова скомандовал экипажу повернуть вправо, пилоты подтвердили выполнение команды и доложили ДПК, что наблюдают встречный Ил-76.
Расстояние между самолетами продолжило сокращаться и уменьшилось уже до 7,6 км, борта следовали на встречно пересекающихся курсах. Через считанные секунды горизонтальный интервал сократился ниже минимально допустимого в районе аэродрома (5 км), после чего сработала наземная система предупреждения об опасных сближениях в режиме конфликтной ситуации. В это время Ан-72 находился на высоте 570 м, а Ил-76 — 670 м.
ДПК сразу же скомандовал экипажу Ан-72 набирать высоту 900 м, в то же время Ил-76 выполнял левый разворот на Ан-72. В итоге самолеты разошлись с минимальным горизонтальным интервалом 1,04 км и вертикальным 50 м. Сигнализация конфликтной ситуации прекратилась, после чего Ан-72 влетел в зону аэродрома госавиации.
Предварительный анализ действий показал, что диспетчер ДПК допустил ряд нарушений: он не довел до экипажа причину векторения, эта процедура при довороте на посадочный курс осуществлялась с нарушением безопасной высоты, указания выдавались недостаточно энергично, порядок очередности захода на посадку проводился без должного анализа текущей воздушной обстановки и учета скоростей самолетов, также недостаточно оперативно выполнялось оперативное взаимодействие с РП.
По итогам расследования опасного сближения будут уволены как минимум четыре человека: диспетчер, руководитель полетов, начальник регионального центра ОрВД и начальник аэродромного центра, сообщил источник.