Тема Т-4
При проектировании самолёта как всегда масса трудностей. Топлива не хватает. Аэродинамического качества не хватает. Из за малой
жесткости конструкции фюзеляжа конструктора столкнулись с проблемами аэроупругости и нелинейности в обычной системе управления. Управленцы спорят с прочнистми и аэродинамиками. Главный аэродинамик фирмы Исаак Ефимович Баславский предла-
гает электрическую систему дистанционного управления. В мире пока не было ни одного самолёта с такой системой управления. Сухой
активно поддерживает это направление. На первом опытном изделии "101" решили для первых полётов установить механическую тро-
совую систему с автоматом натяжения тросов. Это резервная система. Основная система тоже установлена. Электродистанционная четырёхкратно резервированная система - ЭДСУ. Сухой решил - первый полёт выполнять на резервной системе. ЦАГИ и ЛИИ под-
держивают это решение. На стендах Ильюшин "летал" и с тросовой и с ЭДСУ. Начинаются лётные испытания. Рулёжки, скоростные
пробежки. Скоростные пробежки с поднятием передней стойки и выводом на угол отрыва. Певая попытка поднять нос управляя
резервной сисстемой не понравилась шеф-пилоту. Идёт к Сухому и убеждает - выполнять первый полёт на ЭДСУ. ЦАГИ и ЛИИ против.
Генеральный берёт на себя все риски и соглашается с лётчиком. Первый полёт многократно переносился. Все наверное помнят пожары летом 1972 года. Горят поля, горят леса. Земля закрывается бело-чёрными дымами. Лирику закрываю. Полёт наметили на21.08.1972, но опять пожары. Павел Осипович несколько раз приезжал на аэродром, но погоды не было.
22.08.1972 года ведущий шеф-пилот фирмы, Герой Советского Союза генерал-майор заслуженный лётчик -испытатель В.С. Ильюшин выслушав напутственные слова главного конструктора Наума Семёновича Чернякова и ведущего инженера по ЛИ Александра Спиридоновича Титова залезает в кабину и запускает двигатели. Во второй кабине штурман-испытатель Николай Алферов (возможно
мой тёзка знал Алферова) . Примерно в 8:09 машина в воздухе. "Сорок минут напряжённого ожидания, и на горизонте появилась быстро приближающаяся точка. МЯГКАЯ "ильюшинская" посадка, выпущены тормозные парашюты, и машина подруливает к старту.
Выдержки из заключения Ильюшина по результатам первого этапа испытаний (9 полётов, дошли до числа М=1.6)
"...2. Самолёт имеет очень хороший озор с опущенной ОНЧФ, что значительно облегчает выполнение руления, взлёта и посадки...
"...4. В горизонтальном полёте самолёт прост и хорошо управляем. Разгон и проход скорости звука спокоен. Момент прохода М=1
отмечается только по приборам. Заданный режим легко выдерживался элевонами и ПГО. Интенсивность разгона достаточно хорошая
5.Заход на посадку и посадка просты, но имеют особенность, заключающуюся в том, что происходит на глубоком ВТОРОМ режиме по
тяге. Наличие АУТ (автомат управления тягой) полностью разгружает лётчика от работы с двигателями на режиме захода на посадку...
Самолёт касается земли плавно без тенденций к "козлению" или опускания носа.
...6.Дистанционное управление самолётом работало безотказно.Управляемость самолётом хорошая. Несколько велико демпфирование по боковому каналу, что снижает отношение хода ручки к скорости крена. В процессе дальнейших испытаний управляемость и гармония усилий на органах управления будут приведены в соответствие. На механическом управлении пилотирование самолётом возможно, но требует от лётчика больших физических усилий и внимания так как точное пилотирование
затрудняется из за значительного трения в системе управления..."
Слова МЯГКАЯ и ВТОРОЙ заглавными буквами обозначил Смирнов
Всем здоровья и удачи
При проектировании самолёта как всегда масса трудностей. Топлива не хватает. Аэродинамического качества не хватает. Из за малой
жесткости конструкции фюзеляжа конструктора столкнулись с проблемами аэроупругости и нелинейности в обычной системе управления. Управленцы спорят с прочнистми и аэродинамиками. Главный аэродинамик фирмы Исаак Ефимович Баславский предла-
гает электрическую систему дистанционного управления. В мире пока не было ни одного самолёта с такой системой управления. Сухой
активно поддерживает это направление. На первом опытном изделии "101" решили для первых полётов установить механическую тро-
совую систему с автоматом натяжения тросов. Это резервная система. Основная система тоже установлена. Электродистанционная четырёхкратно резервированная система - ЭДСУ. Сухой решил - первый полёт выполнять на резервной системе. ЦАГИ и ЛИИ под-
держивают это решение. На стендах Ильюшин "летал" и с тросовой и с ЭДСУ. Начинаются лётные испытания. Рулёжки, скоростные
пробежки. Скоростные пробежки с поднятием передней стойки и выводом на угол отрыва. Певая попытка поднять нос управляя
резервной сисстемой не понравилась шеф-пилоту. Идёт к Сухому и убеждает - выполнять первый полёт на ЭДСУ. ЦАГИ и ЛИИ против.
Генеральный берёт на себя все риски и соглашается с лётчиком. Первый полёт многократно переносился. Все наверное помнят пожары летом 1972 года. Горят поля, горят леса. Земля закрывается бело-чёрными дымами. Лирику закрываю. Полёт наметили на21.08.1972, но опять пожары. Павел Осипович несколько раз приезжал на аэродром, но погоды не было.
22.08.1972 года ведущий шеф-пилот фирмы, Герой Советского Союза генерал-майор заслуженный лётчик -испытатель В.С. Ильюшин выслушав напутственные слова главного конструктора Наума Семёновича Чернякова и ведущего инженера по ЛИ Александра Спиридоновича Титова залезает в кабину и запускает двигатели. Во второй кабине штурман-испытатель Николай Алферов (возможно
мой тёзка знал Алферова) . Примерно в 8:09 машина в воздухе. "Сорок минут напряжённого ожидания, и на горизонте появилась быстро приближающаяся точка. МЯГКАЯ "ильюшинская" посадка, выпущены тормозные парашюты, и машина подруливает к старту.
Выдержки из заключения Ильюшина по результатам первого этапа испытаний (9 полётов, дошли до числа М=1.6)
"...2. Самолёт имеет очень хороший озор с опущенной ОНЧФ, что значительно облегчает выполнение руления, взлёта и посадки...
"...4. В горизонтальном полёте самолёт прост и хорошо управляем. Разгон и проход скорости звука спокоен. Момент прохода М=1
отмечается только по приборам. Заданный режим легко выдерживался элевонами и ПГО. Интенсивность разгона достаточно хорошая
5.Заход на посадку и посадка просты, но имеют особенность, заключающуюся в том, что происходит на глубоком ВТОРОМ режиме по
тяге. Наличие АУТ (автомат управления тягой) полностью разгружает лётчика от работы с двигателями на режиме захода на посадку...
Самолёт касается земли плавно без тенденций к "козлению" или опускания носа.
...6.Дистанционное управление самолётом работало безотказно.Управляемость самолётом хорошая. Несколько велико демпфирование по боковому каналу, что снижает отношение хода ручки к скорости крена. В процессе дальнейших испытаний управляемость и гармония усилий на органах управления будут приведены в соответствие. На механическом управлении пилотирование самолётом возможно, но требует от лётчика больших физических усилий и внимания так как точное пилотирование
затрудняется из за значительного трения в системе управления..."
Слова МЯГКАЯ и ВТОРОЙ заглавными буквами обозначил Смирнов
Всем здоровья и удачи
Последнее редактирование: