В определенном смысле Краков - центр мира. С одной стороны - очень туристический. Там один из лучших музеев, в которых я когда-либо был - Фабрика Шиндлера, там дама с горностаем, там места связанные с Иоанном Павлом II, вокруг Освенцим, Величка, Ясногорский монастырь. Вообще Краков невероятно крутой в любое время года. С другой стороны - почему-то исторически в треугольнике Вроцлав-Краков-Острава оседало достаточно большое количество IT-компаний небольших, производителей социальных, казуальных игр. И офисов крупных IT-компаний довольно много. А после украинского кризиса опять же в этот треугольник выехало достаточно большое количество офисов IT-компаний из Украины.
Краковский аэропорт может похвастаться большим успехом. В этом году и American Airlines, и LOT Polish Airlines объявили о новых рейсах в Соединенные Штаты Америки . Издание Rynek-Lotniczy взяла интервью у Радослава Влошека, президента администрации порта, о том, как Краковский аэропорт будет обслуживать новых пассажиров, и о роли этого аэропорта в развитии авиации в Польше.
Лукаш Малиновский, Rynek Lotniczy: У вас открыто много новых направлений. Что заставило так много рейсов летать из Кракова?
Радослав Влошек, президент правления Краковского аэропорта: « Малопольское воеводство» является очень важным элементом на экономической карте не только Польши, но и всей Центральной и Восточной Европы. Мы делаем все для того, чтобы Краков и регион были как можно более доступны и чтобы развивалось воздушное движение в нашем порту. Я надеюсь, что, по вашему мнению, у нас все хорошо.
После появления новых маршрутов, вы ожидаете больше туристов, польской диаспоры или, возможно, бизнеса?
Малая Польша привлекает. Здесь есть Краков, Закопане, Величка, Земля Освенцима с ее сложной историей и музей бывшего немецкого концентрационного лагеря в Освенциме Биркенау, а также традиционное паломническое движение, связанное с нашим покровителем Иоанном Павлом II. Однако это еще не все. После установления прямой связи с Дубаем также появились гости из регионов Персидского залива. Важным элементом являются поездки, связанные с растущим присутствием украинцев на местном рынке труда и в университетах Кракова. Мы также видим, как люди летят в Краков и обратно на различные встречи и научные симпозиумы.
Однако я хотел бы подчеркнуть важность делового движения, которое уже достигает уровня около 25 процентов. Компании из США или наших европейских соседей расположили свои штаб-квартиры в Кракове. Мы не должны забывать о внутреннем трафике - связи с Щецином и Ольштыном работают достаточно хорошо.
Много ли можно ожидать от рейсов в Чикаго и Нью-Йорк?
Мы начали переговоры с PLL LOT о начале полетов в Чикаго с президентом Рафалем Мильчарским в 2016 году. Они привели к тому, что 3 июля 2017 года, спустя много лет, этот маршрут вернулся на карту краковского аэропорта. Тот факт, что теперь на этом маршруте будет больше рейсов и будет больше American Airlines, подтверждает правильность ранее принятых решений. Это привлекательное направление не только для Полонии, но и для деловых людей и местных туристов.
Каковы были разговоры с American Airlines?
Я не могу говорить о каких-либо деталях. Новое направление является частью стратегии перевозчика, которая расширяет его присутствие в нашей части региона.
Увеличение количества направлений и пассажиров должно повлечь за собой инвестиции. Не будет ли с ними проблем?
У нас уже подготовлен инвестиционный план, но мы должны признать, что в его реализации есть некоторые проблемы. Специфика нашей ситуации заключается в том, что один из акционеров - коммуна Забежув - является энергичным критиком инвестиционного плана, утвержденного Общим собранием акционеров. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что аэропорт становится все ближе и ближе к людям, что также проявляется в дискуссиях о его воздействии на окружающую среду. Стандарты шума, компенсация за зону ограниченного использования - это те условия, в которых мы должны двигаться.
Это проблемы, на которые может дать ответ новая стратегия развития польской авиации и аэропортов. Достаточно сказать, что сам аэропорт Познани заплатил около 70 миллионов злотых за ущерб. Это показывает масштаб ответственности порта в свете действующего законодательства. Аэропорт в Кракове имеет гражданский и военный сектора, но гражданский администратор отвечает за вопросы компенсации и экологические проблемы. Все порты сталкиваются с аналогичными проблемами, а также столкнутся с КПК.
Так как мы в КПК. Как вы справляетесь с новым аэропортом?
Нам нечего бояться. Региональные порты являются и будут важным элементом авиационного рынка. Европейские и мировые модели показывают, что они могут существовать рядом с большими центрами. Конечно, роль, которую они играют, может претерпеть некоторые изменения. Мы не уклоняемся от переговоров по КПК, в том числе с участием местных органов власти и неправительственных организаций. Если мы хотим быть успешными как страна, то нет ничего бесплатного. Рынок сложен, это сложная игра за большие деньги - подарков нет, а воздушное пространство - наш очень ценный актив.
Мы также должны четко представлять общественности, что такое КПК и какую роль он будет играть. Узел передачи это нечто другое, региональные порты разные. В то же время мы должны заметить динамичное развитие технологий, которые позволят летать из региональных портов в самые дальние уголки мира. Нам нужен новый центральный порт и сильные региональные аэропорты. Авиационная отрасль является зеркалом экономической мощи Польши.
Что касается запуска КПК - очень важным аспектом является вопрос: как продолжать, в свете наблюдаемого увеличения спроса на воздушный транспорт, до его запуска? Вся отрасль обсуждает это, потому что годовой прирост числа пассажиров может - как и в августе - достичь 32 процентов. Ответ Аэропорт Краков - это наш долгосрочный инвестиционный план, включенный в Генеральный план аэропорта.
КПК должен идти рука об руку с развитием железнодорожного транспорта. Не станет ли это угрозой для внутреннего трафика?
КПК - амбициозный проект. Пройдет несколько лет, прежде чем все соответствующие инвестиции будут завершены. Для нас самое главное - предложить пассажиру услуги высочайшего качества с учетом его потребностей и ожиданий. Конечно, между отраслями существует конкуренция, но это нечто естественное, что заставляет нас быть лучше. Однако в случае развития авиационной и железнодорожной промышленности мы имеем дело с взаимодополняемостью и взаимодополняемостью транспортных секторов. Здесь я не вижу угрозы для нашего аэропорта или региона, скорее вижу возможность, связанную с диверсификацией предложения для пассажиров. Малая Польша есть, была и будет привлекательным местом для инвестиций, работы, учебы или отдыха. Аэропорт Кракова обеспечивает удобный доступ ко всему этому.