«Авиамотор» не сдался топ-менеджерам КМПО
22.04.2005
Вчера гендиректор казанского ОАО «Конструкторско-производственное предприятие “Авиамотор“» Владимир Понькин заявил о том, что ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО) отказалось от планов недружественного захвата его предприятия. Напомним, что в начале этого года правление КМПО через свою «дочку» — питерскую компанию ЗАО «Моторостроитель» — выдвинуло требование о созыве внеочередного собрания акционеров «Авиамотора», настаивая на досрочном прекращении полномочий господина Понькина. Вопреки ожиданиям, дочерняя структура КМПО в отведенные сроки не выдвинула альтернативной кандидатуры на пост гендиректора для голосования на предстоящем 24 июня годовом собрании акционеров предприятия, что позволило руководству «Авиамотора» считать конфликт исчерпанным.
ОАО «Конструкторско-производственное предприятие “Авиамотор“ является правопреемником казанского проектного бюро машиностроения, которое занималось внедрением в серийное производство, доводкой по надежности и ресурсу двигателей семейства НК для самолетов ИЛ-62, Ту-154 и Ил-86. Параллельно с авиационной тематикой предприятие занимается доводкой газотурбинных двигателей для приводов газоперекачивающих агрегатов (НК-16СТ, НК-18СТ, НК-38СТ, НК-36СТ), предназначенных для установки на магистральных газопроводах и энергоустановках. Основными акционерами «Авиамотора» являются правительство Татарстана (около 29% акций), ЗАО «Моторостроитель» — 18%, ОАО «СНТК им. Кузнецова» — 10% и 43% — у трудового коллектива.
ОАО КМПО занимается ремонтом двигателей НК-8-2У (установленных на самолетах Ту-154) и двигателей НК-86 (для Ил-86). С начала 80-х годов КМПО приступило к освоению производства газоперекачивающих двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ. За 9 месяцев 2004 года выручка КМПО составила 2,06 млрд руб., валовая прибыль 343,3 млн руб., чистая прибыль 91 млн руб. Ежегодно почти половину доходов КМПО приносит ремонт авиадвигателей. Основными акционерами КМПО являются ООО «Холдинговая компания» (12,4%), номинальный держатель ОАО «Центральный депозитарий Республики Татарстан» (25,9%), ОДО «Коммерческий инвестиционно-трастовый банк «Казанский» (всего 19%, в номинальном держании 9,3%), и номинальный держатель 18,1% акций ООО «Финансовое агентство “Милком-Инвест“».
Сразу после своего назначения в июне 2004 года новый генеральный директор ОАО КМПО Дамир Каримуллин объявил о стратегии на повышение экономической эффективности производства. С этой целью новая команда топ-менеджеров предприятия попыталась получить контроль над КБ «Авиамотора», которое осуществляет конструкторское сопровождение КМПО по ремонту авиадвигателей. Интерес КМПО к КБ «Авиамотор» объясняется тем, что предприятие проводит оценку технического состояния авиадвигателей и выдает заключение о возможности продления их ресурсов. (КБ «Авиамотор» обладает специальным оборудованием для диагностики неисправностей двигателей и ежегодно получает от КМПО на оплату исследовательских работ значительные средства).
Как сообщил „Ъ“ источник на «Авиамоторе», в конце прошлого года КМПО объявило о сокращении финансирования КБ, предложив ему ликвидировать подразделения, не связанные с основной деятельностью завода. В свою очередь дирекция «Авиамотора» выступила с альтернативным предложением: оплату работ за конструкторское сопровождение и разработку мероприятий по повышению ресурса и надежности двигателей производить по конечному результату (процентные платежи (роялти) от реализованных КМПО газотурбинных двигателей).
Вчера гендиректор «Авиамотора» Владимир Понькин подтвердил эту информацию, сообщив, что идея не получила поддержки руководства КМПО, и «Авиамотор» не подчинился готовящейся реструктуризации. По его словам, в ответ КМПО заблокировало подписание договоров о совместной деятельности на 2005 год. По сведениям „Ъ“, 19 января СД «Авиамотора» получил одновременно два требования о созыве внеочередного собрания акционеров общества от одного пакета акций, владельцем которого является питерская компания ЗАО «Моторостроитель». Первое требование поступило от имени самого генерального директора «Моторостроителя» Алексея Мироновского, а второе поступило от имени члена правления КМПО Алексея Березкина, на чье имя была оформлена доверенность на представление интересов «Моторостроителя» на основе договора доверительного управления с ООО «Инкомтех» (100% «дочка» КМПО). В обоих требованиях содержался вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора «Авиамотора» Владимира Понькина и переизбрании состава СД.
ЗАО «Моторостроитель» является дочерним предприятием КМПО, которому принадлежит 62,59% УК. «Моторостроитель» участвует в изготовлении газотурбинных двигателей НК-16-18СТ, поставляя на завод жаропрочные сплавы.
Председатель СД «Авиамотора» Равиль Фасхутдинов потребовал от заявителей разъяснений, какому из писем верить, и не получив разъяснений, отказался созывать внеочередное собрание. Как заявил „Ъ“ господин Понькин, повторных требований не последовало. Он подтвердил, что КМПО действительно пыталось осуществить попытку недружественного захвата, но «Авиамотору» удалось сохранить статус самостоятельного предприятия. По его словам, в настоящее время доля заказов КМПО в общем портфеле «Авиамотора» не превышает 15%, тогда как при прежнем директоре (Александре Павлове — „Ъ“) она занимала почти треть.
Как вчера сообщили „Ъ“ в руководстве «Авиамотора», в отведенные сроки представители КМПО не выдвинули альтернативной кандидатуры на пост гендиректора на предстоящее 24 июня годовое собрание акционеров общества. По словам гендиректора предприятия, это позволяет считать конфликт исчерпанным. Господин Понькин сообщил, что в марте КМПО согласилось подписать договора о совместной деятельности с прежним объемом финансирования, отказавшись от перехода на роялти.
По словам члена совета директоров «Авиамотора» Игоря Рассмана, топ-менеджеры КМПО были вынуждены отказаться от планов поглощения «Авиамотора» лишь потому, что в ситуацию вмешалось руководство Татарстана. «Власти республики посчитали, что от объединения производителя и разработчика ничего хорошего ждать не стоит», — пояснил он.
В руководстве КМПО отказались комментировать ситуацию, ограничившись общими словами о заинтересованности в сотрудничестве с «Авиамотором».
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/572523?fp=