пора выбросить из головы всё, чему учили, потому как долдонили, что производство ВС такого класса как Як-42 рентабельно только при серии в 400 и более машин, широкофюзеляжники окупались при 200, да.
Я не знаю, чему вас учили, но однозначно для цифр 400 и 200 должны быть ещё и другие условия. Иначе почему 400, а не 40 или 4000?
И, прости, я уж не знаю, что тогда считать планами, а что мечтами. В Харькове Як-42 в количестве 6 штук должны были быть ещё в середине 1987 года. Мечты? Планы? Откуда это взяли те, кто там работал, "расписанцы" в частности, которых я знал лично, общался? И почему именно 6, а не 16, не 26? Может, тогда в Астрахани бредили, когда тоже ждали (уж количество не помню, извини) Як-42 в 1988 году...
Мне неведомо о тех ваших разговорах и их деталях. В истории отечественной гражданской авиации были случаи, когда запланированные поставки самолетов отыгрывались назад. Но тому были весомые причины. Вот несколько примеров.
В 1958 году Красноярскому ТУ ГВФ было запланировано получить самолеты Ан-10. Причем не 3, не 6, а целых 13. 2 во 2 квартале, 5 в 3-м и 6 в 4-м. Больше, чем всем остальным управлениям. По ходу развертывания пьесы, оказалось, что Ан-10 в сравнении с Ил-18 не мог обеспечить беспосадочных рейсов из Красноярска в европейскую часть СССР. А внутри управления необходимости в нем не было никакой: пассажиропоток мал, а аэродромы представляли собой обычные площадки, мало чем оборудованные. В результате, эти Ан-10 завернули в те управления, где они оказались к месту, а 24 февраля 1961 года Красноярск получил свой первый Ил-18.
Были и курьезные случаи. В 1961 году Симферопольский отряд готовился к получению Ту-104. Но так получилось, что прямой и принципиальный начальник Симферопольского отряда на совещании раскритиковал действия заместителя начальника Украинского ТУ ГВФ. Справедливо, прямо скажем, раскритиковал. А тот затаил обиду, и завернул Ту-104, предназначавшиеся для Симферополя в Одессу. Так, благодаря одному волюнтаристскому решению, Одесса внезапно была осчастливлена, а Симфер навсегда остался без самолетов 1 и 2 классов.
Самый свежий случай из времен, о которых мы с тобой ведем речь. В 1985 году Волгоградский ОАО должен был получить по плану 3 новых Як-42. И уже их в расписание поставил. Однако, запланированные машины достались другому подразделению СКУ ГА – Краснодару. А Волгоград получил Як-42 только двумя годами позже. Точных причин этого решения я не знаю, однако можно предположить, что на тот момент времени Краснодар в них нуждался больше, так как не имел своего приписного парка больших судов, а пользовался ростовскими Ту-134 по кооперации. Волгоград же, напротив, имел свой обширный парк Ту-134, а Як-42, которые планировалось получить в 1985 году, шли не в пополнение парка, а на его замену. Кстати, выводимые из Волгограда Ту-134 как раз предназначались Астрахани и Грозному. Астрахань получила первые Ту-134, если не ошибаюсь, в 1988 году, а ожидала, получается, раньше. Возможно, Як-42 изначально предназначались Астрахани, да Волгоград их себе заграбастал, а взамен дал свои Ту-134. Вот, собственно, ответ тебе на астраханскую историю.
В истории отечественной гражданской авиации были и другие случаи изменения планов. В основном они происходили по причине непредвиденностей, как то внезапное снятие Ан-10 с линий в мае 1972 года и почти внезапное снятие Ту-104 и Ту-124 в 1979 году.