Росавиация объяснила «наросты льда» на экстренно севшем самолете S7
Росавиация: экстренно севший в Иркутске лайнер не полностью обработали ото льда.
В аэропорту Магадана ото льда обработали только поверхности крыла и стабилизатора самолета, а снег с фюзеляжа не убрали. При включении обогрева лобовых стекол он начал таять, в итоге на поверхности образовался слой намерзшего льда.
Пассажирский самолет Airbus А321 авиакомпании S7, который летел из Магадана в Новосибирск и совершил вынужденную посадку в Иркутске, перед вылетом не полностью прошел необходимую обработку. Об этом говорится в письме Росавиации, направленном руководителям организаций гражданской авиации и территориальных органов Росавиации, документ есть у РБК. Его подлинность РБК подтвердили топ-менеджер российской авиакомпании и источник, близкий к авиавластям.
Согласно документу, по решению экипажа противообледенительной жидкостью обработали только поверхности крыла и стабилизатора самолета, однако сотрудники аэропорта не убрали снег с поверхности фюзеляжа. Самолет провел на стоянке 2,5 часа, в это время шел ливневый снег. В результате на верхней поверхности фюзеляжа образовалось большое количества снега.
Когда включили обогрев лобовых стекол, снег начал таять и вода стекла по передней части фюзеляжа. Во время руления самолета при отрицательной температуре перед приемниками полного давления (ППД) образовался слой намерзшего льда («барьерный лед»). «Эти наросты льда привели к искажению воздушного потока на входе в ППД после взлета самолета», — говорится в письме.
У самолета отказали три системы воздушных сигналов, данные о скорости полета разошлись, система управления перешла в режим минимального функционирования, а автопилот и автомат тяги отключились, полагают Минтранс и Росавиация. «Таким образом взлет с наличием толстого слоя снега на поверхностях фюзеляжа и капота двигателей самолета в условиях болтанки и обледенения привел к реальной угрозе безопасности полета», — говорится в письме двух ведомств.
По данным источника «Коммерсанта», близкого к расследованию, бортовой компьютер самолета после получения противоречивых данных о параметрах полета стал отключать автоматическое управление, переводя его в режим прямого управления (direct mode). Такая норма описана в инструкции по эксплуатации, однако, пишет газета, это оказалось проблемой для пилотов: самолет выходил на запредельные углы атаки и тангажа, сваливался на 2,5 км и снова набирал высоту.
Пилоты впоследствии объясняли эти маневры и переданный в эфир сигнал бедствия «сильнейшим обледенением», мешавшим удержать лайнер в воздухе. Но, как сообщил источник издания, A321 многократно испытывали при толщине льда на передней поверхности крыла и входных направляющих аппаратах двигателей до 3 дюймов (около 7,5 см). Они увеличивали расход топлива, но не мешали продолжать движение.
Самолет S7, на борту которого были 199 пассажиров и семь членов экипажа, вылетел из Магадана в Новосибирск 2 декабря. Как писали «Известия» со ссылкой на источник в следственных органах, примерно через 15 минут после взлета автопилот вышел из строя и экипаж перевел управление лайнером в ручной режим. Отказ систем произошел из-за обледенения, сообщал источник. «Коммерсантъ» передавал со ссылкой на данные параметрического самописца, что самолет раскачивался из стороны в сторону, и крен достигал 47 градусов. Он также задирал нос, поднимая его на 44 градуса, а затем мгновенно опускал его. В итоге самолету пришлось экстренно сесть в Иркутске.
В пресс-службе S7 не исключили, что противообледенительная обработка в аэропорту Магадана была проведена с нарушениями. Гендиректор аэропорта Дмитрий Сиволобов заявил, что борт S7 был обработан дважды: сначала очищающей, а затем антиобледенительной жидкостью, и нарушений при этом процессе не было. Как пишет «Коммерсантъ», следователи установили, что самолет обработали жидкостями на основе пропиленгликоля: сначала — красным, жидким антифризом для удаления с поверхностей льда и снега, скопившихся за время стоянки, затем — густым зеленым, который предотвращает налипание снега во время руления по полосе и разбега. Следователи выясняют, в какой пропорции сотрудники аэропорта развели концентрат антифриза водой, использовали ли они достаточное количество состава и соблюдали ли регламентированный цикл и технологию обработки.
Росавиация начала расследование, ведомство сообщило, что специальная комиссия проверит приборы самолета, действия экипажа и наземных служб при антиобледенительной обработке. Следственный комитет завел уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). S7 временно отстранила экипаж самолета и пообещала ужесточить контроль обслуживания бортов в магаданском аэропорту.
Подробнее на РБК:
В аэропорту Магадана ото льда обработали только поверхности крыла и стабилизатора самолета, а снег с фюзеляжа не убрали. При включении обогрева лобовых стекол он начал таять, в итоге на поверхности образовался слой намерзшего льда