A_Z, скорее не так: это делалось методом экспертной оценки отцами-коммандирами. Исходя из их опыта и мнения и всех прочих сопутствующих факторов, в кои попадало часто многое, к летной работе прямо не относящееся
В том-то и беда "субъективного отбора". Человек мог иметь высокие профессиональные и вполне приемлемые (для большинства) личностные качества, но какая-то чёрточка, не нравящаяся отцу-командиру - и засохни ты в резерве...
Кстати, мне ещё одна мысль пришла в голову - о соотношении количества и качества.
Американцы перешли на двухчленные экипажи довольно давно, а до этого у них были (по крайней мере, на трансокеанских маршрутах) трёхчленные. У нас же все машины, начиная с Ан-24 (а до этого - с Ил-14 и Ли-2), имели экипаж 5(пять) человек. В ВВС тоже был некоторый перекос, скажем, экипаж В-47 - три человека, а у нас на Ту-16 - человек семь.
Это означает, что амам было нужно в 2-2,5 раза меньше лётного состава. То есть когда они могли себе позволить набирать здоровых и умных, у нас приходилось набирать здоровых, но - частично - уже не очень умных. Особенно это должно было проявляться в 80-х, когда количество здоровых уменьшилось, а количество умных не так, чтобы сильно выросло.
Как и насколько это могло повлиять на проблему, которую мы обсуждаем?
И вопрос чуть в сторону: случайно, не в курсе: чтимая мной компания Qantas какую систему формирования экипажей использует, "постоянную" или "тасуемую"?