Навеяло
http://aviaforum.ru/threads/katastr...a-donu-obsuzhdenie.43107/page-53#post-1870723
Что Boeing 737, что 757 что 767, что тот-же 747 и 707 летают уже много лет. Все они выполнены по схеме "двигатели под крылом" и без ЭДСУ. Катастрофы, конечно, случаются, но все чаще и чаще причиной катастрофы является отсутствие, что называется, basic piloting skill - базовых навыков пилотирования, которые прививаются еще в училище или при получении PPL при западной системе подготовки. Тот-же AF447, весь из себя автоматизированный, с ЭДСУ, но, попав в режим парашютирования, пилоты даже не поняли, что именно происходит, слишком полагаясь на сигналы автоматики и им-же при этом не доверяя.
Несколько случаев с 737 показали, что пилоты нарушают ряд базовых принципов пилотирования, причем простейших, не требующих сверхнавыков и сверхспособностей. И, или запаздывают с отключением автоматики, или, наоборот, не используют ее тогда, когда она вполне уместна и способна помочь. Либо не мониторят основные параметры полета, фактически выпадая из контура управления (Turkish в Амстердаме, 737 в Пулково, 737 в Казани), слишком полагаясь на работу автоматики и реагируют запоздало и только на симптомы ситуации, а не на ее причины, как говорят "летя позади самолета".
При этом, поверьте, есть множество самолетов, которые имеют куда более серьезные особенности поведения и аэродинамические косяки разработчиков. И на них народ летает. И не бъется.
Я связываю это с деградацией базовых навыков ввиду слишком высокой степени автоматизации (и - связанной с этим рабочей загрузкой - если есть автопилот, и все время летают на автопилоте, почему бы не летать 1000 часов в год.....) и слишком большим запроцедуриванием. Процедуры сами по себе ни хороши, ни плохи, но если процедурность полностью подменяет собой мышление, то надо что-то в консерватории менять.