Так в чем смысл дублирования РЛЭ?
Уважаемый Vemes, если сейчас начать подробной ликбез о том, что такое AFM (РЛЭ в привычном для пилотов старых советских ВС виде), FCOM и SOP, то займет много времени.
Вкратце:
AFM (РЛЭ) необходимо для сертификации самолета. В нем представлены сведения об ограничениях лайнера, о способе расчета характеристик, о способах эксплуатации (без процедур взаимодействия).
FCOM (некоторые особо старшие товарищи именуют его "РЛЭ") - это то, что производитель посчитал необходимым сообщить для пилотов - ограничения, сведения о системах ВС, процедуры эксплуатации и взаимодействия.
SOP - стандартные эксплуатационные процедуры - обычный термин, применяющийся для описание неких действий, необходимых для выполнения определенной задачи стандартным образом. В авиации под SOP прижилось понимание отдельной книжки с набором стандартных процедуры, принятых в конкретной авиакомпании, хотя на самом деле - это просто термин. Описание же процедур может находится где угодно - хоть в Руководстве по производству полетов (РПП), хоть в FCOM, специально доработанном по требованию авиакомпании, хоть в книге с названием "Технология работы и взаимодействия экипажа (SOP)", как это чаще всего в российских авиакомпаниях встречается.
Если говорить о Боинге, то способ публикации FCOM производителем изначально подразумевает некое допиливание напильником под собственные нужды. Говорят, что у Эрбаса иной подход, и их FCOM с разделом SOP можно брать и пользовать без изменений. Не знаю, не пользовал.
Так вот. Авиакомпании разрабатывают и получают одобрение у авиационных властей своих SOP, имеющих целью обеспечить максимально эффективную и безопасную эксплуатацию самолетов в зависимости от условий полетов, региона, правил полетов в регионе, уровне персонала, философии Самого Толстого Руководителя и так далее.
Подытожим.
AFM (РЛЭ) - основа для сертификации
FCOM (сюда же входит QRH - коротко, это сборник действий в нештатных и аварийных ситуациях + некоторая информация по характеристикам и немного чего еще) - болванка для эксплуатантов для разработки собственных SOP в предпочитаемом ими виде
SOP - это процедуры выполнения рабочего процесса, которые должны выполняться стандартно, одинаково всеми участниками, пока есть такая возможность. Но если возможности нет - вот тогда
креативность, или, что более привычно советско-российский авиаторам
- творческая работа на основе опыта, знаний, здравого смысла и мозгов вообще участников процесса настоятельно приветствуется. Все во имя достижения главной цели -
безопасности полетов.
Умение
правильно "креативить" в неоднозначных ситуациях - это и есть CRM. Умение работать стандартно в стандартных ситуациях и
НЕ "креативить" - и это тоже есть CRM. К слову, со второй частью этого моего утверждения в российских условиях приходится бороться до сих пор - "спасибо" старшим товарищам.
Со звездой CRM во лбу, возможно, рождаются. Возможно, кто-то приобретает хорошие навыки самостоятельно. Но большинству все же требуется практика, которая начинается с осознания проблем себя, грешного, и признания факта, что все мы подвержены ошибкам.