Современность vs СССР - CRM vs слетанность

Конечно. У всех, кто хоть с какой-то степенью научности подходит к последовательности событий (и психологи тут не исключение), есть такое понятие, как распределение Пуассона. Наблюдаемые артефакты которого (отличие реального поведения случайной величины от интуитивно ожидаемого) вполне разумно описывать терминами "везение"/"невезение".

Можно Вас ещё раз поправить? Во-первых не Пуассона, а Гаусса ("Нормальное распределение"). Во-вторых математическая статистика, о которой тут должна бы идти речь, никогда не говорит и вообще не оперирует такими понятиями как "везение/невезение". Математическая статистика делает заключение о статистической значимости. А статистически значимыми считаются результаты, вероятность случайного появления которых равна или ниже принимаемого уровня. В психологии, про которую Вы упоминули "всуе" этот уровень принимается за 5%. То есть если вероятность получения этого результата случайно не превышает 5%, то такой результат будет признан статистически значимым. И пожалуйста не говорите от себя за людей "подходящих хоть с какой-то степентью научности...". Кстати вероятностная оценка исхода последовательных событий (как частный случай из множества возможных вариантов), происходящих один за другим в одинаковых условиях (опять же например - подбрасывание монетки) описывается теоремой Бэйес.
 
Реклама
Думаете это исключит ЧФ? Как насчет наезда беспилотного авто в США на даму 49 лет с летальным исходом? Там ЧФ в новом качестве, точнее в правильном (когда без фамилии) вовсю проявился. Он никуда не денется, приобретет новые формы и принесет новые (весьма неожиданные) проблемы.
Дело не в исключении человеческого фактора, можно заниматься "самоездеющими машинами", но самолёты с пассажирами в ближайшем будущем (а я думаю, что вообще никогда) без пилотов летать не будут точно, независимо от доступной степени автоматизации. Такова философия подхода к этому вопросу на сегодняшний день и навряд ли она когда-то изменится.
 
Как насчет наезда беспилотного авто в США на даму 49 лет с летальным исходом? Там ЧФ в новом качестве, точнее в правильном (когда без фамилии) вовсю проявился.

Там как раз человеческим фактором была баба-дура, оказавшаяся там, где её быть не должно. Так что это не баг, а фича. Единственно - законодательство поправить так, чтобы идиотов можно было бы давить (как сейчас на железной дороге). Тогда всё встанет на свои места.
 
Единственно - законодательство поправить так, чтобы идиотов можно было бы давить (как сейчас на железной дороге). Тогда всё встанет на свои места.
Робот не может причинить вреда человеку (1 закон роботехники).:D
 
Можно Вас ещё раз поправить? Во-первых не Пуассона, а Гаусса ("Нормальное распределение").
Пуассона. Распределение Гаусса имеет хвост в минус бесконечность, а отрицательные временные интервалы между последовательными событиями нарушали бы принцип причинности.

В "гуманитарных" науках любят использовать распределение Гаусса по умолчанию, но надо понимать, что оно не универсально, и когда область физически недоступных значений случайной величины попадает в пределы пары сигм от среднего - малоосмысленно.

Во-вторых математическая статистика, о которой тут должна бы идти речь, никогда не говорит и вообще не оперирует такими понятиями как "везение/невезение".
Статистика не оперирует. Оперируют люди, которым приходится иметь дело с результатом, с которым не оперирует статистика (например, по причине слишком малой выборки).

Кстати вероятностная оценка исхода последовательных событий (как частный случай из множества возможных вариантов), происходящих один за другим в одинаковых условиях (опять же например - подбрасывание монетки) описывается теоремой Бэйес.
Теоремой Байеса (так по-русски) описываются вероятностные оценки всех взаимозависимых событий.

Думаете это исключит ЧФ? Как насчет наезда беспилотного авто в США на даму 49 лет с летальным исходом?
Не исключит, но значительно уменьшит. Хотя бы потому, что дамы с велосипедом, переходящие не глядя по сторонам дорогу на её неосвещённом участке, в авиации случаются разве что при вынужденной посадке.

(Да и то, Uber - не автопроизводитель. BMW-шный автопилот затормозил бы по данным с радара. От ДТП в тех условиях это вряд ли бы спасло - всё же машину мгновенно остановить невозможно - но дама бы, скорее всего, выжила)
 
Пуассона. Распределение Гаусса имеет хвост в минус бесконечность, а отрицательные временные интервалы между последовательными событиями нарушали бы принцип причинности.

В "гуманитарных" науках любят использовать распределение Гаусса по умолчанию, но надо понимать, что оно не универсально, и когда область физически недоступных значений случайной величины попадает в пределы пары сигм от среднего - малоосмысленно.
В гуманитарных науках не используют что-то потому что "любят или не любят", а потому что так принято в этих науках. Если у Вас другое мнение, не надо его пытаться навязывать целым наукам или тем более заявлять что-то от их имени. Вы начали с Пуассона, психологии и людей "подходящих хоть с какой-то степенью научности...".
 
Дело не в исключении человеческого фактора, можно заниматься "самоездеющими машинами", но самолёты с пассажирами в ближайшем будущем (а я думаю, что вообще никогда) без пилотов летать не будут точно, независимо от доступной степени автоматизации. Такова философия подхода к этому вопросу на сегодняшний день и навряд ли она когда-то изменится.
Boeing ожидает выпустить на рынок автономное летающее такси в ближайшие 10 лет. Первый тестовый полёт прототипа планируется в 2020 году.

У Airbus первый тестовый полёт прототипа уже был в этом году.

В линейную авиацию это придёт гораздо позже, но придёт.

В гуманитарных науках не используют что-то потому что "любят или не любят", а потому что так принято в этих науках.
Это не так. В любых науках конкретные распределения случайных величин используются не потому, что "так принято", а потому, что считается, что данное распределение в данном случае отражает природу случайной величины.

В "гуманитарных" науках обычно приходится иметь дело со случайными величинами, в силу своей природы подпадающими под центральную предельную теорему. Но не всегда, и бездумные попытки использовать ЦПТ в неподходящих для неё условиях могут дорого стоить. Например, одна из таких попыток вызвала мировой финансовый кризис 2007-2008 годов.

Распределение Пуассона используется для описания величины количества произошедших событий, природа которых заставляет предположить взаимную независимость событий с заданной средней частотой. В масштабах интервала, сравнимых по порядку величины с обратной частотой, подобные события склонны образовывать контр-интуитивные кластеры, ложно воспринимающиеся как закономерности.

Если у Вас другое мнение, не надо его пытаться навязывать целым наукам или тем более заявлять что-то от их имени. Вы начали с Пуассона, психологии и людей "подходящих хоть с какой-то степенью научности...".
Ок, приму к сведению, что образование авиационных психологов не предназначено для того, чтобы двигать науку, и может иметь существееные пробелы в своей матстатистической части.
 
Ок, приму к сведению, что образование авиационных психологов не предназначено для того, чтобы двигать науку, и может иметь существееные пробелы в своей матстатистической части.
Видно сразу, что Вы двигаете науку во всех её мыслимых и немыслимых отраслях.
 
От ДТП в тех условиях это вряд ли бы спасло - всё же машину мгновенно остановить невозможно - но дама бы, скорее всего, выжила
Верно, вряд ли уцелела бы. Но новым измерением ЧФ в автоматизированном мире будущего здесь очень пахнет.
Программа никогда не учтет все проявления объективной реальности. А в этом кейсе интересным для меня аспектом ЧФ явился сюжет многократной коррекции чувствительности системы. Подобрать, что хотели подобрали, но что система запомнит не учли. Она приняла сигнал, как ложный. И чем виртуальнее будет мир, тем больше в нем будет реальных проблем, которые сейчас мы не угадаем.
 
Но новым измерением ЧФ в автоматизированном мире будущего здесь очень пахнет.
Программа никогда не учтет все проявления объективной реальности.
Человек-пилот тоже. Впрочем, у нас для таких дискуссий отдельная ветка есть... если, конечно, мы не хотим обсуждать, что актуальнее для программ - CRM или слётанность. Тут тоже возможны варианты, но, боюсь, мы пока достаточно далеки от практической проверки тезисов.

А в этом кейсе интересным для меня аспектом ЧФ явился сюжет многократной коррекции чувствительности системы. Подобрать, что хотели подобрали, но что система запомнит не учли. Она приняла сигнал, как ложный. И чем виртуальнее будет мир, тем больше в нем будет реальных проблем, которые сейчас мы не угадаем.
Задачи, требующие интеллекта (естественного или искуственного), всегда будут компромиссом, допускающим возможность нахождения неверного решения. Но ЧФ - это по большей части не результат такого компромисса, а результат использования человека для решения таких задач, под решение которых человек как система не заточен.
 
Реклама
А вот это уж - абсолютно не проблема.
Так то да , желающих хапнуть адреналина становится всё больше и больше . Наверное у психологов есть ответ на этот вопрос . Но на мой взгляд , надо спрашивать у психиатров .У них картиночка мира может быть несколько другой .
Что касается меня лично -никогда не сяду в автоматический самолёт , даже задарма , пусть любители адреналина путешествуют на этом чуде , да и несведущие юзеры .
Как-то меня спрашивали неоднократно друзья -любители там всяких дельтапланов/парапланов , и подобных мягкокрылых аппаратов , типа на вот , попробуй , полетай , или покатаем . Я им даже не стал объяснять причину моего нежелания , они не проф пилоты . Отвечал просто -не летаю на мягком крыле .
В случае с автоматическим самолётом добавится -я не летаю на мягком крыле и на ЛА , где теоретически исключается ЧФ -движущая сила процесса воздухоплавания .
А, то есть на самом деле вы спрашивали, почему ваши автомобили такие глючные и ломучие.
Не надо передёргивать , наши -ваши . Удосужьтесь перелестнуть страницу темы , там всё чётко написано в моем вопросе . На эти уловки вы меня не поймаете .
Мне вот интересно , что в моем вопросе было не так ? Аж подтянулся старожил и упрекнул меня во всех смертных грехах . Видимо тоже любитель додумывать за других и искать всяческие подоплёки .
Америка - это главный рынок Boeing-а.
У Airbus-а аналогичная ситуация.
Причём здесь Boeing и Airbus? Вроде я говорил , что меня больше волнует " нашепром " и воздушное пространство над отечеством . Странно , но так бывает . В лохматые была возможность свалить на " другие рынки " , а чуть позже я долго отпихивался от того же Boeing . Очень уж я не хотел читать CRM в оригинале .
Конечно. У всех, кто хоть с какой-то степенью научности подходит к последовательности событий (и психологи тут не исключение), есть такое понятие, как распределение Пуассона. Наблюдаемые артефакты которого (отличие реального поведения случайной величины от интуитивно ожидаемого) вполне разумно описывать терминами "везение"/"невезение".
Ну вот , мы и подошли к известной и заюзанные теме : " везение -случайность или закономерность " . Вы сразу не упустили момент выказать свою осведомлённость и более высокую степень образованности . Явно , что распределение Пуассона для меня -, крестьянина с ЛЦПШ , это космос . Но хоть я не едал устриц , мнение имею . Для вас -атеистов с нательным крестиком или символом другой веры , а также для Пуассона and Co всегда надо найти научное обоснование всему тому , что вы видите /слышите / ощущаете . Даже если его нет , всё равно что-нибудь придумаете для описания . Ну и я придумаю по ходу пьесы .
Атеисты живут в закономерном мире , причём в строго закономерном , с данными научных исследований .
Так может ли быть в мире , где всё происходит по законам , случайное событие , везение /невезение ? Даже если закона ещё нет , и явление на исследовано , все равно всё протекает по неисследованному , но закону . Т.ч Пуассон наверное не лукавит (хотя я его не читал в данном контексте ) , везение не может быть случайностью , это закономерность , как и невезение .
Но вот как быть с мозгом -единственным генератором случайностей . Его ведь до сих пор не изучили до конца . И слава Богу , что не изучат никогда . Ибо если мозг станет прочитанной книгой , то человечество теряет смысл к существованию . Кому нужна прочитанная книга в виде мозга ? CRM'щики с помощью психологов пытаются подтолкнуть мозг пилота к закономерностям , запрограммировать его на правильные действия . А он -моск, генератор случайных / закономерных действий , т.е, что он выкинет , заложенную закономерность или случайность, -загадка . Не думаю что Пуассон and Co могут помочь .
PS: пошёл я труд denokan'а добивать .
 
Говоря про практику после теории, я имел в виду практические групповые занятия, без которых, собственно, не вижу смысла в проведении курсов CRM. Оные превращаются в "поговорить" о балбесах-руководителях, плохо планировании и жадных коммерсантов.
Копий-то, копий поналомали! :)
Ну вот, и моя поломанная зубочистка в вашу кучу.

У нас (не в России) учат CRM-у строго по последней моде. И с задушевными лекциями, и с играми, и с выясннниями результатов. Реально, не сравнить ни уровень донесения предмета до заскорузлых душ авиатор-ов(ш), ни уровень их благожелательного отклика на усилия инструктора с тем, что приходилось видеть в разных местах территории "бывш СССР".

(Да и сам когда-то пытался преподавать предмет, едва понимая его суть. Да простят меня мои тогдашние невольные слушатели).

Сейчас же, как-то все устаканилось и весь CRM у меня окуклился в короткую квинтэссенцию:

- подави свое эго;
- советуй, а не указывай;
- терпеливо слушай чужие советы;
- принимай решения после обсуждения;
- не будь букой.

Вот и весь СRM. А то, чему учат на курсах, есть технология как проще заставить себя работать так, как написал выше.

Ну и, конечно, пишутся книги - грамотные и объемные. Все с целью заставить критически мыслящего недоверчивого авиатора не укорачивать свою и своих коллег (а также пассажиров) жизни без острой на то необходимости.
 
PS: сейчас техника , программы , фантазии юзеров в интернете позволяют состряпать ещё и не такое .
У меня был товарищЪ в советские времена , который мог нарисовать червонец за 5 мин , не отличишь от настоящего . Ну вы поняли , откуда этот пассаж . :D
# АУ
Не, это машинописный лист и всплывал он в 90 годах в фидонете. RU.AVIATION что ли. :eek:
# автоудаление
 
Сейчас же, как-то все устаканилось и весь CRM у меня окуклился в короткую квинтэссенцию:

- подави свое эго;
- советуй, а не указывай;
- терпеливо слушай чужие советы;
- принимай решения после обсуждения;
- не будь букой.
Спасибо, очень емко!

Но, если это весь CRM, то как сюда входит, к примеру, threat and error management? Я бы ещё добавил:"Не суй голову туда, где не пролезет зад" :) И: "Всегда, пока есть условия для соблюдения правил и установленных процедур, эти правила и процедуры должны соблюдаться".

Можно ещё про управление стрессом и утомляемостью поговорить, но тогда этоэто уже совсем не кратко получится)))

Замечу, что процесс принятия решений все же несколько обширнее, чем просто выслушать мнение коллег.
 
Человек-пилот тоже.
Но человек способен принимать нестандартные решения за рамками правил и алгоритмов. Вот и вся разница.

Не зря недавно о 'креативе' тут говорили
 
Даже если закона ещё нет , и явление на исследовано , все равно всё протекает по неисследованному , но закону
Вот зря вы на эту территорию ступили. Не то чтоб это все прямое отношение к теме имело, но раз уж вы утверждаете, позвольте поправить: со столь желанным детерминизмом учёные распрощались со времен появления квантовой механики, когда стало ясно, что детерминизма в общем-то нет. Да, в макромире где-то вроде да, на практическом уровне. А в своей основе - нет. Поэтому нет, нормальный учёный понимает границы, не приписывайте им свои представления.

Обсуждаемый же аспект мало имеет отношения к познанию, а больше к практическому использованию. Где просто 99% лучше чем 90%, 99.9% лучше чем 99% и т.п., а об абсолюте и принципе никто всерьёз не говорит. Давайте бить ЛА об Землю реже в десять раз, и неважно, научно это или нет. Так что не совсем в ту степь вы (и я ).
 
Сейчас же, как-то все устаканилось и весь CRM у меня окуклился в короткую квинтэссенцию:

- подави свое эго;
- советуй, а не указывай;
- терпеливо слушай чужие советы;
- принимай решения после обсуждения;
- не будь букой.

Вот и весь СRM.
У 2П он окуклится в другую квинтэссенцию. У менеджера - в третью. И это нормально.

Но человек способен принимать нестандартные решения за рамками правил и алгоритмов. Вот и вся разница.

Не зря недавно о 'креативе' тут говорили
Сейчас на это способна и программа.

Вообще, представления о том, что может программа, сильно поменялись за последние лет 15. Даже термин появился: software 2.0. Там есть, конечно, свои подводные камни, в некотором смысле функциональные аналоги ЧФ (в частности, программу легче скопировать и изучать в симуляторе, что делает её "креатив" более предсказуемым для злоумышленников).
 
Реклама
У 2П он окуклится в другую квинтэссенцию. У менеджера - в третью. И это нормально.


Сейчас на это способна и программа.

Вообще, представления о том, что может программа, сильно поменялись за последние лет 15. Даже термин появился: software 2.0. Там есть, конечно, свои подводные камни, в некотором смысле функциональные аналоги ЧФ (в частности, программу легче скопировать и изучать в симуляторе, что делает её "креатив" более предсказуемым для злоумышленников).

Именно! ЧФ вполне может заменить "креативная" программа.
 
Назад