Комиссия рекомендует разработчику самолёта Ан-148 ГП "Антонов" (Украина) рассмотреть возможность изменения системы обогрева ППД самолёта, предусмотрев включение обогрева ППД до выруливания со стоянки и/или внесение включения обогрева ППД в перечень условий для формирования аварийного сигнала «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН».
На рекомендации Комиссии МАК в ГП "Антонов" сообщили, что самолёт Ан-148 успешно прошёл весь цикл испытаний и получил сертификат типа, конструкция самолёта была одобрена МАК и сертификационными центрами. В РЛЭ самолёта есть все необходимые рекомендации. ГП "Антонов" считает позицию Комиссии неаргументированной и предлагает исключить из итогового отчёта пункты, в которых изложены конструктивные особенности самолёта.
В тоже время в анализе соответствия действий экипажа требованиям руководства лётной эксплуатации Ан-148, ГП "Антонов" указывает, что взлёт с предупреждающими сообщениями
- «ППД 1 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
- «ППД 2 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
- «ППД 3 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
- «ПОС НЕ ПОДГОТОВЛЕНА».
производить было нельзя. "Если бы экипаж своевременно учёл сигнализацию и индикацию и предпринял действия в соответствии с требованиями РЛЭ, то катастрофа не произошла", - резюмирует разработчик. Тем самым ГП "Антонов" противоречит своему же утверждению о неаргументированности предложений Комиссии МАК.
По рекомендации Комиссии об изменении системы обогрева ППД в ГП "Антонов" ответили, что на самолёта Ан-148-100В предусмотрена необходимая световая предупреждающая сигнализация жёлтого цвета об отказе или не включении обогрева ППД, также контроль обогрева предусмотрен картой проверки. "Не включение обогрева ППД является грубейшим нарушением действующей ЭД. Включение обогрева ППД до выруливания со стоянки ограничено по времени, что приведёт к срабатыванию через 5 минут аварийной сигнализации "ППД ПЕРЕГРЕВ" с необходимостью выключения обогрева ППД, что неприемлемо", - говорится в пояснительной записке разработчика, при этом ГП "Антонов" ничего не говорит о возможности включения обогрева ППД сразу после отрыва самолёта от ВПП, как это реализовано на других ВС. Данный пункт отчёта разработчик также предлагает исключить из отчёта.
Очевидно, что ГП "Антонов" совершенно не учитывает человеческий фактор, который можно было обойти при наличии либо запрещающего взлёт сообщения на МФИ и соответствующей речевой команды, либо при наличии в конструкции самолёта автоматического включения обогрева ППД после взлёта.