ТУ-128

Кулибину.
Уважаемый,не отклоняйся от темы.Меня уже упрекнули.Я мог бы расказать кучу историй,но здесь,как я понял волки:confused2:
 
Реклама
Случай,вообщемто рядовой. После обычного полета на перехват в районе Каниного носа мы возвращались в Архангельск. Штурманом у меня был Володя Угловский. При подлете мы услышали в эфире,что выкатился наш Ту-128. Мы вошли в круг,до нас уже кружили два наших самолета. Где-то через пару кругов нам троим поступила команда уйти на запосной в Обазерскую.
Подходим к Обозерской. Я третий в очереди на посадку. Первый нормально сел, второй выкатывается.Что интерестно одной передней стойкой и стоит.
В этот день в Обозерской был парково-хозяйственный день. Поэтому все нормальные люди,или гуляют в парке,или занимаются дома по хозяйству,короче на аэродроме никого.Единственный дежурный по приему и выпуску.
Мы делаем несколько кругов.Я спрашиваю штурмана: какой там у нас следующий запасной? Да не какой, у нас остаток только на посадку. А Плесецк? Я запрашиваю Перо а разрешитека нам посадку,а то нам придется прыгать. Кто-то отвечает: посадку не разрешаю,можете прыгать.
Ну тогда заходим в Обозерскую молча,говорю штурману,что-бы не подставить человека на СКП. Перед полосой слышу: посадку разрешаю.
Оказывается на аэродром примчался инспектор дивизии ( хороший мужик) прицепил к Уазику водило,подъехал к самолету и Уазиком его оттащил на стоянку. Ему помогал его водитель.
 
Юра посылаю тебе обратно фотографию Гудзона и Нью Йорка. Буква А это где я живу, буква В это Манхэтен, а что то похожее на С это Брайтон Бич .
 
Последнее редактирование:
Бугор сказал(а):
....майора Соловьева в свое время служили в Семске.
Так я про Семипалатиск и говорил, может у вас два Александра Соловьева в полку было? Но вроде все сходится.
С ув.
Сергей.
 
Ту-128 от Дальнего до касания шёл 44 секунды. Неоднократно замерял как : 1.пом. РП, 2.дежурный по приёму и выпуску, 3.сам, 4.с помощью штурмана ...в Белой, Амдерме, Талагах...
Подарок в студию для первой кабины.
Над Дальним :

Над Ближним:
 
alex0853,
Фотографии из ГУГЛА на форум проходят, а вот с ИСЗ (развед.) или КК - нет . Почему?
 
Получил от Юры Осинцева серию фотографий о перебазировании 350-го полка из Белой в Братск.
Фотография 1-й эскадрилии во главе с Сафроновым Виктором Васильевичем. Перебазировалась на год раньше и как бы обкатывала новый аэродром. Две оставшиеся эскадрилии продолжали нести БД, так что сидели в домике немного чаще.
 
Юра Екатеринбург,
Юра это может зависить от дополнения (формата) фотографии. Форум позволяет размещать формат jpg и какие то еще .
 
:DPerchin,
Я когда увидел на маршруте (обеспечение) аэродром Плесецк, то начал быстро его зарисовывать и подходы в наколенный планшет . Пригодится (если без топлива). В сборниках его не было. Запасным он не шёл. Был секретным. .................
 
Реклама
alex0853 сказал(а):
Получил от Юры Осинцева серию фотографий о перебазировании 350-го полка из Белой в Братск.
Классное фото! Хоть я и был в другой аэ, но это единственное фото эскадры почти в полном составе (летном и техническом), которое я видел. И, конечно, почти всех вспомнил. Спасибо!
 
Последнее редактирование:
Юра Екатеринбург сказал(а):
Ту-128 от Дальнего до касания шёл 44 секунды.
Мне кажется, "ближний" прошел выше глиссады метров на 6,5. (На всякий случай скажу-шутка, хотя, я на самом деле так считаю).
 
Последнее редактирование:
КОНКУРЕНТ от Лавочкина ???

В июле 1959 года все работы по системе К-15 прекратили. Но это вовсе не означало, что подобное вооружение не было нужно стране. К этому времени появились сообщения о разработке за рубежом новых, более высотных и скоростных самолетов, что усиливало опасность проникновения на нашу территорию авиации вероятного противника. Огромную опасность представляли стратегические бомбардировщики В-52 фирмы "Боинг" и крылатые ракеты "Снарк". Тактико-технические требования к системе подобного назначения были еще раз уточнены, и вскоре вышло постановление правительства о разработке системы перехвата Ту-28-80. Туполевская машина, хотя и оказалась намного тяжелее, летала быстрей и выше. Сказалось использование последних достижений радиоэлектроники, аэродинамики и, конечно же, мощь новой силовой установки. Да и ракеты стали самонаводящимися.

Пишет Микоян

Аналогичный комплекс несколькими годами раньше был создан в ОКБ С.А.Лавочкина на основе самолета Ла-250. Я рассказывал уже, что из-за аварии при испытаниях и последовавшего вскоре сокращения авиации работу над этим комплексом прекратили. А потом фактически эту же задачу поручили Туполеву. Нас это удивляло - ОКБ Туполева не имело опыта создания истребителей и вообще небольших самолетов. Это отразилось в том, что самолет получился более тяжелым, чем мог бы быть. Я думаю, как летательный аппарат он уступал самолету Лавочкина, который, правда, мы не успели оценить в испытаниях.
Знаменитый конструктор Андрей Николаевич Туполев, обладавший исключительным конструкторским талантом и интуицией, имел и слабости. Так он не доверял современным системам управления с гидроусилителями, которые уже широко вошли в жизнь. Туполев не захотел применить гидроусилители в управлении рулем высоты на созданном в 1950-х годах очень удачном бомбардировщике Ту-16, поэтому усилия управления оказались слишком большими.
Но Ту-128 - сверхзвуковой самолет, он не мог обойтись без цельного управляемого стабилизатора, перемещать который из-за больших потребных усилий можно только посредством гидравлических силовых механизмов. Андрей Николаевич был вынужден согласиться с их использованием, но недоверие его проявилось в том, что оставили и ручное управление. В случае отказа гидравлики летчик должен был специальными рычагами освободить рули высоты, до этого жестко закрепленные на стабилизаторе, и управлять непосредственно ими. Это усложнило и утяжелило конструкцию, но я не знаю ни одного случая, когда эта аварийная система использовалась.
 
В воспоминаниях очень многих "тушкарей"часто упоминается фамилия Виктора Сергеевича Фищенко,видимо история этого самолёта неразрывно
связана с биографиями таких людей, которые практически всю свою лётную жизнь отдали этому самолёту. Мне повезло, мы с ним были друзьями,
и теперь я хочу поделиться со всеми своими воспоминаниями об этом человеке,а все кто захочет может мой рассказ дополнить,я ведь тоже
о нём знаю не всё.
Родился в 1943 году в г. Запорожье, русский и на этом настаивал несмотря на украинскую фамилию.
Виктор закончил АВВАУЛ в 1966 году и попал служить в славный город Канск. Полком тогда командовал тоже очень интересный человек
полковник Лихтман Карл Григорьевич, сказать о нем, что он был не лишён чувства юмора это значит ничего не сказать. Это его афоризм
бродил по Сибири .."Если бы физкультура была полезна, то каждый еврей поставил бы дома перекладину" и много других, так вот он
собрал в одну эскадрилью всех лётчиков с фамилиями Личман, Эпштейн и похожие, а поскольку таких много не было всем остальным дали созвучные
прозвища. Так и на всю жизнь наш уважаемый Виктор Сергеевич стал Фищманом,на что он кстати не обижался, да и как обижаться если
ещё пацан, а уже летаешь с такими асами как легендарный в Сибири Валентин Привалов, пролетевший в своё время на МиГе под
Коммунальным мостом в Новосибирске. Но через год молодых лётчиков отправляют служить в Купино уже на Су-9, видимо их уже "затачивали
под Ту-128".Отлетав год на этом типе и налетав 60 часов Фищенко переводится для дальнейшего прохождения службы в 64 ап г. Омск.
Вместе с ним приходят Стирин, Луговской и Билык, все они попадают к нам в 3-ю аэ, которой командует подполковник Кузьмин Павел Иванович.
Тогда спарок ещё не было и Кузьмин сам их вывозит на Ту-124(в полку был тогда один инструктор на Тушке- Кузьмин,второй- Костенко уже
убыл в Семипалатинск, чтобы вывозить 356 полк).
Первым самостоятельно вылетает Стирин( он на год раньше из училища и вообще профессор как в теории, так и в практике), за ним Фищенко.
Поскольку никто им сразу квартир не приготовил , все они на первых порах "холостяковали", а поэтому в основном свободное время
проводили с нами -настоящими холостяками. А настоящих было пятеро(в нашей аэ), кроме меня ещё Гена Парамонов, Боря Королёв,Дима Ловчиков,
и Саша Гапоненко.ВСе мы были в одной эскадрилье, поэтому и летали и пили и гуляли вместе.На втором и третьем я акцентировать
внимание не буду(если это не связано с полётами), а о полётах кое что вспомним. Витя до полётов был жадным, по моему это у него
осталось на всю жизнь,да и за примером не надо было далеко ходить, Кузьмин был вот он рядом.Однажды погода прижала по взрослому,
все кто был в воздухе попадали, остался один Фищенко, а он ещё при минимуме не летал, все вышли на улицу смотрим. Я Кузьмина спрашиваю..
Пал Иванович может на запасной лучше?", на что он спокойно отвечает.."да зачем, Фищенко влётанный, сядет".Лично мне летать с
Виктором в одном самолёте удавалось не часто, в основном с Кузьминым и Куплеником(зам комполка по лётной), но тем не менее
это случалось.Небольшое отступление.Когда мы пришли в полк(1968год), он оказался укомплектованным штурманами более чем на 100%,
а командиров кораблей из 18 по штату было только 7, поэтому штатными экипажами летали очень редко.Мне повезло как раз уволился
зам по лётной подполковник Бибиков и на его место пришёл подполковник Купленик, до этого бывший инспектором армии по Як-25РВ
и на Ту-128 не летавший. Проходить программу он пожелал с одним штурманом коим оказался я и поэтому с налётом у меня проблем не было.
Единственно,как закреплённый за управлением полка, при отсутствии Купленика мог попасть и в кабину к Костеничу и при этом ни за что
ни про что огрести п....лей на полную катушку.К чести этого лётчика, весьма скорого на расправу, если он был не прав то не считал
для себя зазорным извиниться перед обиженным им лейтенантом.(Парамонов много летавший в составе этого экипажа не даст соврать).
Одним из первых в полку (первый Стирин) Витя стал крутить бочки на Ту- 128 и добился в этом деле совершенства,
однажды полетели с ним по кругу,так он на коробочке умудрился сделать 10 бочек, ещё у него по молодости была фишка по коробку на
противопосадочном снизиться до высоты 15-20 метров и брить, а перед третьим разворотом "всплывать", тогда такое ещё проходило
незамеченным. Но однажды увлёкшись пилотированием на предельно малой высоте(штурман Толик Цымбаленко) посмотрел налево и увидел
метрах в 100 телевизионный
ретранслятор,про который он забыл и его не видел. После этого детство в основном закончилось , да и контроль усилился и за такие
штуки могли уже и по голове настучать.Но иногда всё таки некий авантюризм у него нет нет да и проявлялся.Однажды полетели мы с ним
на перехват Ту-95-х, которые шли с севера к себе домой на Чаган и километров за 800 нормально перехватили в ППС, после этого, как было принято
развернулись и начали зажигать "ПР"-ы сзади, тем видимо надоело смотреть на это безобразие и они врубили помехи,если в прицеле я ещё
чего-то мог увидеть, то что либо сказать и услышать по радио или СПУ было невозможно, как буд-то к шлемофону подключили бензопилу.
И вот Витя выводит двигатели на максимал, очень легко разгоняет истинную до 1100(у бомбёров 780-800) и мы в притирку (метров в 50)
как стоящего обгоняем бомбёра справа и после выхода вперёд Витя заваливает левый крен градусов 60 и перед носом бомбёра начинает
крутить разворот.Помехи исчезли сразу,но до самого нашего захода на посадку бомбёры кричали в эфире, чтобы маленькие(ни хрена себе
маленькие- Ту -128) были повнимательней.В то время один отряд 3-ей аэ базировался на заводе,как буд-то их там и делали(спутники
тогда ещё всего не видели) и на этих самолётах не было бортовых номеров(номер был только на створках передней ноги,а при убранных шасси его
не было видно)и это лётчиком было учтено.
О том как мы забирали спарки из Воронежа я уже рассказывал и то повествование можно приложить к этому.
Ещё одной страстью Виктора, кроме полётов был спорт, а точнее спортивные игры. По-моему не было ни одной доступной нам тогда игры
в которую он бы не играл,причём он всегда говорил, что у него по этому виду 1-й разряд.Мы были ровестниками(+_ 1-3года) в одних
званиях, поэтому подшучивали друг над другом по полной и никто не обижался,частенько проезжались мы и по поводу Витьковых разрядов,
которые он не мог подтвердить, а мы опровергнуть.Но то что он во все игры играл доказывать нужды не было. Самые популярные игры у Лётчиков
это футбол и волейбол.Здесь надо сделать ещё одно отступление. Командир 3-аэ Павел Иванович Кузьмин, сам большой любитель волейбола,
пополнение в эскадрилью набирал своеобразно: как только приходили списки выпускников и он мог с ними ознакомиться,вызывал кого-то
из предыдущего выпуска и по каждому узнавал, кто из новеньких во что играет. При этом говорил, что летать мы всех научим,а вот
если человек к 22-м годам не играет к примеру в футбол, то научить его этому невозможно. Таким образом в 3- аэ оказались:Гуламов,
Гладков,Леонов,Прус, которые вместе с ранее бывшими в аэ Парамоновым, Фищенко и играющим тренером - Кузьминым, составили весьма
сильную волейбольную команду,осталось только организовать турнир на первенство части и естественно его выиграть.Соответствующие
команды были созданы и организованы турниры по футболу(не в дыр-дыр, а на большом поле), баскетболу и даже по ручному мячу,
о котором в те годы большинство имело смутное представление.Фищенко естественно играл во все игры( 1-й разряд как никак) хотя
вряд -ли он когда-то до этого играл в ручной мяч,но благодаря общей игровой подготовке с задачей справился.А на первых ролях
у нас были Евтушенко действительно имевший 1-й разряд и Троицкий действительный мастер спорта по ручному мячу, член сборной
команды ГСВГ на первенстве Вооружённых Сил.После первой игры все остальные просто сдались, уж очень больно бьётся ручной мяч
брошенный опытной рукой.Были естественно протесты, но тем не менее кубок мы и здесь получили,командир полка полковник Потапов,
здраво рассудил: чем бы ребята ни тешились лишь бы водку не пили.А когда её пить если суббота ещё была рабочая, а в воскресенье
игры, причём и игрокам и болельщикам явка обязательна.Особенно тяжело переживал наши успехи в спорте вечный соперник Кузьмина
ком 1-й аэ подполковник Ростимберский, но ничего сделать не мог. Он пошёл другим путём, когда мы по воскресеньям во что -нибудь играли, 1-я аэ
ходила строем и с песнями, а потом уговорил командира провести конкурс строевой песни и естественно победил на нём.Так и был у них
против наших многочисленных кубков - один за исполнение строевой песни.Но кроме выходных были ещё и рабочие дни(дни полётов не считаются),
часа физо , который полагался в день предварительной подготовки нам явно не хватало, а Кузьмин,во все другие дни кроме
выходных, весьма неохотно отпускал из класса,ведь не может лётчик или штурман сказать комэске, что больше делать нечего,
тем более что такой козырь как -УЧИТЕ ИНСТРУКЦИЮ , не перебивался ничем.И тогда в бой вступала "тяжёлая артиллерия"- к Кузьмину
шёл Фищенко,часто эти походы повторялись и дважды и трижды, но результат был один-мы шли на "маракан"-так у нас называли игру
в футбол в хоккейной коробке на льду.Как Фишману удавалось уговорить Кузьмина- тайна покрытая мраком, всех остальных,даже своих
замов, он отфутболивал одной левой.Сама эта игра достойна того чтобы о ней написать несколько строк. Само по себе передвигаться по льду
в лётных(высотных) ботинках это что-то, так как они очень скользкие, а ещё надо играть в футбол, количество игроков в командах не ограничивалось
поэтому столкновений было предостаточно, силовые приёмы разрешены, толчки на борт, как и в хоккее только не руками и т.д.
На травмы, которые тоже бывали, жаловаться нельзя иначе начальство игру запретит, а все остальные очень на тебя обидятся.
Погода на игру не влияет, играли до -45, время с 10 утра и до без 10минут 14, чтобы не закрыли столовую,хотя после трёх часов
беготни кроме 2-х стаканов компота никто ничего не ел.
В этой игре Виктор был конечно одним из считанных игроков-это те кого всегда старались развести в разные команды, чтобы более
менее уровнять шансы, большинство же просто делилось пополам потому, что на конечный результат не влияло.
Про Фищенко я могу рассказать много, но и так много получается, поэтому будем выборочно. Ещё он очень любил попеть, особенно после
того как выпьет, причём пел очень высоким"не своим"голосом, как и вёл радиобмен кстати.Любимой песней тогда была:Баллада о красках

.....был он рыжий как из рыжиков рагу,
рыжий словно апельсины на снегу,
а другой был чёрный- чёрный у неё,
чёрный словно обгоревшее смольё.....

В феврале 1971 года группа офицеров из отдела науки ЦБП авиации ПВО прибыла в Семипалатинск для разработки методики полуавтономного
и автономного группового поиска воздушных целей на самолёте Ту-128. Руководил группой старший инспектор ОБП БП авиации ПВО полковник
Евглевский Электрон Миронович.Для практической отработки методики было выделено по 2 экипажа из Омска и Семипалатинска, плюс в составе
четвёрки часто летал сам Евглевский.Оригинально получалось- групповую слётанность отрабатывали экипажи из разных полков и даже
и не полков вовсе.От Омска участвовали: Скурихин- Енютин и Фищенко- Пятов.Прилетели, начали отрабатывать теорию,а надо сказать все маршруты
вначале вычерчивались на миллиметровке в масштабе пятикилометровки- представляете какие были простыни.Потом всё переносилось на
полётные карты и мы все расчёты проверяли в полёте. Были и курьёзные случаи: вначале ведущий у нас ходил первым ну и разумеется никого
не видел, а только подавал команды и вот однажды Евглевский подал команду :"разворот влево на 90 "все вдруг",начали", а сам при этом
начал выполнять правый разворот,группа естественно его потеряла и "не заметив потери бойца" продолжала крутиться по его командам,
а он продолжая подавать команды крутился сам по себе километрах в 200-х от группы.Но что самое удивительное когда всё закончилось
группа почти собралась, во всяком случае при выходе в РТ Евглевский оказался первым как и положено и смех начался только когда нам
на следующий день показали проводку с КП, после этого ведущий стал летать последним.
Поскольку приезжих было много, нам места для жилья в гарнизоне не хватило и нас поселили в гостинице "Семей" тогда это была главная
городская гостиница и в условиях тогдашнего полулюкса т.е.двухкомнатный номер на четверых со всеми удобствами и даже с постоянно присутствующей
горячей водой. Те кому приходилось кантоваться(иначе не назовёшь) в военных гостиницах "ощутят разницу".И даже то,что мы были оторваны
от главного для командировочного- от пищеблока, нас не смущало. В отличии от нашего родного Омска в Семипалатинске свободно продавалось пиво
и чуть ли не на каждом углу стоял мангал с шашлыком по почти дармовой цене, плюс водка на розлив, а в буфете гостиницы сосиски каких и тогда-то
нигде не было, а сейчас несмотря на изобилие можно увидеть только в Кулинарной книге издания 1953г.(ни покушать ни даже понюхать уже нельзя.).
Поэтому мы даже после полётов не ждали ужина, а быстренько в аэропорт, в такси, команда водиле-"к чучелу"(это памятник Абаю),конечно нехорошо,
но из песни слова не выкинешь).А вечером в почти родной "АЛТАЙ",для ресторана в "Семей" наши "смокинги" немного не подходили,а "Алтай"
принимал в любом виде.Так мы проводили свой досуг, но однажды в выходной взбунтовался Скурихин: всё водку больше не пью, а поэтому с вами
больше никуда не пойду,немного пивком похмелюсь и всё. Когда мы пришли часа через четыре, его в номере не было , только в ванной шумела вода
и вдруг раздался грохот,мы в ванную, в ванне Юра без явных признаков жизни. Вытащили, появились эти самые признаки, уложили на койку,
потом заходит Фищенко и спрашивает: "сколько вы думаете он выпил пива?"мы с Валерой начали предполагать, но оказались очень далеки от истины-
Юрий Геннадьевич употребил 17(семнадцать) бутылок пива-это он всего лишь хотел опохмелиться, но не расчитал.Более подробно рассказывать
о наших похождениях не могу - нет согласия остальных участников, но по моему таких эпизодов у каждого достаточно.
Пришло время улетать -7марта, завтра праздник,хоть он тогда был и рабочим днём,но по- моему отмечали его лучше чем сейчас,хотя могу и
ошибаться. Какие-то неувязки с погодой, в общем "Добро" дали только после обеда когда мы уже и не ждали, быстро по самолётам,запуск,
выруливаем.Когда отрабатывали слётанность на полосу выруливали парами,становились пеленгом в зависимости от направления ветра,первый
включал форсажи и начинал разбег, второй выводил обороты, первый поднимал нос, второй включал форсажи и так далее.
А мы просто идём на перелёт и нам эти сложности вроде бы ни к чему,выпускает нас подполковник Меркулов и вдруг даёт команду :
"занимайте взлётную, парой". Заняли,Скурихин запрашивает взлёт,получаем команду "Взлёт парой, разрешаю" имелось ввиду видимо так как мы
летали раньше, но сзади нас Фишман, "а это всегда опасно," как любил повторять Скурихин слова Николая Озерова,поэтому кошу глаз налево,
а самолёт Фишмана как был слева чуть сзади так и есть, а уже и нос подняли. В общем взлёт произвели по настоящему парой в плотном строю,
Меркулов ни слова не сказал или от этой наглости обалдел или ему это было по -фигу.На форсаже набираем 11000м начинаем разгон, пытаемся сбросить
Фишмана с хвоста, не тут-то было,скорость за 1500, а Фишман как на полосе стоял так и стоит,Скурихин переводит в набор, Высота 15000, Фишман
рядом,тут привязалось КП Купино: какой тип , какая высота, сколько вас,еле отбились,но Форсаж выключили только перед снижением в РТ,а
Фишман висел до самой РТ, потом сделал левый вираж и сел вслед за нами.Это был самый быстрый на моей памяти перелёт из Семипалатинска
в Омск всего- то 38 минут от взлёта до посадки.На то что мы были без высотного снаряжения никто тогда внимания не обращал,даже при нормальных
полётах многие пытались втихаря слетать без ВКК,а ГШ у нас хоть и были, но никогда не применялись.
В апреле 1972 года полетели на стрельбы в Белую,до этого всегда стреляли с Кадалы(Чита), но там тоже в апреле, в 1971г. на взлёте погиб наш
экипаж Кононов- Кушев и с тех пор стреляли только с Белой.К тому времени постоянный соперник Кузьмина- Ростимберский уже стал командиром полка,
а Кузьмин его первым заместителем,Костенко, покомандовав в Семипалатинске эскадрильей, перебрался в Белую заместителем к Мельникову,
а Костенич покомандовав Семипалатинским полком готовился передать его Яцкому, чтобы принять управление авиации 33 дивизии ПВО.
3-я аэ хоть ей уже командовал Александр Петрович Николаев всё равно числилась прокузьминской и при случае уколоть её- святое дело.
Когда прилетели в Белую, посчитались и Мельников говорит:" мужики на два экипажа не хватает мест, поселим их в профилактории",
естественно Ростимберский уже видимо зная об этом, и давно наметив, определяет- экипажи Скурихина и Фищенко, штурманы я и Гена Семёнов.
Представляете первые числа апреля, снег только сошёл, в лесу-местами, Ангара ото льда освободилась,но у берега припай метров до 10 ещё оставался
и нас забрасывают в эту глушь.Но самое смешное в том, что специально или нет , но про нас забыли. Допуска мы расписали сразу по прибытию, потом
нас на ГАЗ-66 отвезли в профилакторий, заодно привезли и продукты дня на три. Утром ждём машину- её нет, пошатались по лесу, ознакомились с
"районом полётов" солдатик приготовил нам обед, после обеда поиграли в карты, никто о нас не вспоминает и всё бы хорошо, но водки у нас нет,
а без неё какой отдых может быть(на это видимо и расчитывали загоняя нас сюда). Вышли мы на берег, там с лодками копается боец, спрашиваем
" где тут можно водки купить?", отвечает "да вон только на том берегу- деревня толи Нижняя, толи Верхняя Буреть. Ёлы палы да до неё
пол дня грести, а он говорит"а зачем грести у нас к "Казанкам" моторы есть, только командир их запретил брать" Тут Фишман и говорит,
"вам запретил, а нам-то не запрещал и если я тебе прикажу поставишь мотор?", на что боец отвечает" ну если прикажете, то поставлю".
Оказалось всего-то полчаса делов и у нас уже всё есть.
Дальше подготовка к этим стрельбам нам очень стала нравиться, утром,как "белые люди" выходим на берег Ангары, делаем зарядку,
потом по двое в лодки и на вёслах ...."навстречу уренней заре по Ангаре...", а боец уже что- нибудь поджарил на завтрак. Кстати готовил парень
просто замечательно. Ну да ладно когда пришло время стрелять про нас "вспомнили" и мы нормально отстрелялись,прожив в профилактории целую неделю.
А после удачных стрельб был организован "бутыльброт" - как говорил Райкин потому, что.... "банкет слово иностранное и вам не понять...."
Беляки знают место от профилактория метрах в 300-х ниже по течению, где лес отступает от берега, накрыли поляну.
 
Всё как всегда, за исключением, Сергей Игоревич
Мельников в это время мотался по реке на моторке- ловил рыбу, потом прислал бойца и тот сообщил Ростимберскому, что для проведения
стрельб Семипалатинского полка прилетел Костенич и они скоро к нам придут.Костенич уже не без пяти,а меньше минут начальник авиации,
а по сему звучит команда оставшуюся водку спрятать, а всем пить спирт.Федоренко(нач штаба 1-ой аэ ) команду выполнил,но не очень качественно
поэтому когда пришли Костенич, Мельников и Костенко водки не оказалось и им пришлось тоже пить спирт.День был выходной и беляки с семьями
и друзьями отдыхали по близости, а поскольку Скурихин ещё совсем недавно сам был беляком мы пошли всех подряд поздравлять и т. д.
Потом пошли домой, но оказалось где-то потеряли Сэма,вернулись, долго искали,потом нашли- он мирно спал прямо у дороги в кустах, а пока мы
бродили Мельников привёз всех начальников показать свой профилакторий, а кто помнит окна из комнат выходили на веранду и с этой веранды
Папа (НИК Ростимберского) увидел в наших комнатах водку, ну и решил что это мы её скоммуниздили(у нас-то по его расчётам водки быть не могло).
Итог, прилетает он домой вызывает начстроя со списком на замену,тех кто там был вытирает и своей рукой записывает других.
Так мы оказались в Амдерме,о чём никогда не жалели.
Не знаю уж как,но в этот раз Фишман с Сэмом от Амдермы откосили и Витя прибыл туда через два года и уже замкомэском, и майором, но от этого
мало изменившись.Первым делом он нас организовал ходить в школьный спортзал на волейбол и мы стали по вечерам играть.При этом у нас была своя
команда, довольно неплохая: Фищенко,Леонов,Потёмкин, Гладков, Балдин, Гареев,Шойхет и я.Противостояла нам обычно "сборная" гарнизона
где тоже ребята неплохо играли, игры проходили на равных. Но если к ним приходил Саня Капуста(капитан из ОБАТО), нам приходил "писец", он
был мастер спорта по волейболу, на голову выше Фишмана ростом, поэтому блокировал его начисто, а тот начинал злиться и бить с любого места,
в основном по стенкам. У нас же никто Саньку заблокировать не мог, а лупил он так, что и взять его мячи редко кому удавалось.В общем игра
превращалась в дуэль двух игроков , причём не в нашу пользу и после неё возвращались домой частенько переругавшись между собой,только присутствие
Рашида Сагитовича Гареева, нач ПО полка, немного сдерживало.Но тем не менее играть продолжали, Ну, а футбол на площадке это постоянно и почти
при любой погоде, а когда командиром стал Недиков, то и по выходным дням, они с Чилингаровым видимо за рюмкой "чая" поспорят и утром оперативный
уже нас собирает на матч с РМЦ.
Однажды, не помню уж по какой нужде, залетели мы в Талаги двумя экипажами:Скурихин -Енютин, Фищенко- Смоляго и застряли, в Талагах прошёл дождь
и полоса обледенела, также как и самолёты. От нечего делать Фишман затащил нас в спортзал, а там местный ОБСРТО во главе с командиром
занимаются спортом(старые талажцы должны помнить фамилия короткая или Заев или Раев) и Витя ему сказал что мы 5х5 в футбол их сделаем
(пятым мы взяли из талажцев Олега Терехова) И хотя Смоляго ни в одну игру кроме преферанса играть не умел, мы их раздолбали в чистую
(годы тренировок даром не проходят). Командир сказал, что они вообще-то в основном играют в волейбол поэтому проиграли, на что
Фишман сразу предложил на следующий день сыграть в волейбол 6х4 ( мы без Смоляго) и легко их отодрали "как врагов народа" на 0.
Трое в защите, а Фишман бьёт из любого положения, с любого места, прощаясь он дал им наказ лучше тренироваться, а мы как -нибудь
подлетим из Амдермы - проверим. Пришло время улетать а самолёты покрыты льдом,дали нам местные технари по резиновому шлангу,отдолбили
мы каждый свой самолёт и улетели домой.
После Амдермы вместе служить нам не довелось, хотя изредко случалось встречаться, а о его гибели узнал случайно,в разговоре с
Кузьминым он говоря о чём-то упомянул "покойный Фищенко", я просто не мог поверить,да и сейчас не верю, что не лейтенант, а полковник
Фищенко будет делать бочку над стартом-удивлять мир лаптями. Он этих бочек в своё время накрутил выше крыши и на самолёте гораздо
менее для этого приспособленном. На нашей ветке Виталий Витальевич Авдеев уже описывал этот случай и он тоже считает, что Виктор
в этот момент самолётом не управлял. Как я понял ситуацию лётчик хотел сделать восходящую бочку, потянул ручку и не зафиксировав
угол набора стал крутить, получилась размазанная "кадушка" на больших углах атаки,не готовый к такой "фигуре" лётчик просто не
справился с управлением. Точно в такой ситуации погиб Андрей Костенич (сын Василия Прохоровича) на аэродроме Туношна, с-т МиГ-23М.
Я неоднократно пробовал- та же фигура получается и на Як-52 и только запас высоты гарантирует безопасность, если недостаточно мастерства,
А если нет ни того ни другого -то почти как в песне ...огромное небо, а гроб на двоих.
Вспоминая о Викторе или ещё о ком-то из сослуживцев неминуемо приходится вспоминать какие-то эпизоды с участвием других людей иначе
получится служебная характеристика, что менее интересно.Может быть получилось длинно, но я думаю написанного даже маловато чтобы
сложилось какое-то впечатление о человеке которого не знал, ну, а те кто знал просто вспомнят о нём и тех с кем он служил,к сожалению
многих уже нет с нами и пока они живы в нашей памяти-они живы и по прежнему летают с нами.

Стирин и Фищенко 1969 год.
Фищенко и Леонов 1974год.
 
Последнее редактирование:
О времени полета от дальнего до касания

Утверждать, что Ту-128 от стандартного дальнего привода до касания шёл 44 секунды, пожалуй, не совсем правильно. Всё зависит от скорости прохода дальнего, точки приземления и скорости приземления.

Если взять за условие, что скорость от дальнего до касания гасилась равномерно, остаток топлива везде был одинаков, и если взять точку приземления на расстоянии 50 м (это хороший расчёт), расстояние 4050 м, то:
при Vд=420 и Vкас=330 (великовата), t = 39 сек;
при Vд=420 и Vкас=320, t = 39,4 сек;
при Vд=420 и Vкас=310, t = 40 сек;
при Vд=420 и Vкас=300, t = 40,5 сек.

Если взять точку приземления на расстоянии 100 м, расстояние 4100 м, то:
при Vд=420 и Vкас=330 (великовата), t = 39,4 сек;
при Vд=420 и Vкас=320, t = 40 сек;
при Vд=420 и Vкас=310, t = 40,5 сек;
при Vд=420 и Vкас=300, t = 41 сек.

Если взять точку приземления на расстоянии 100 м, расстояние 4100 м, и пройти дальний на V=410, то:
при Vд=410 и Vкас=330 (великовата), t = 40 сек;
при Vд=410 и Vкас=320, t = 40,5 сек;
при Vд=410 и Vкас=310, t = 41 сек;
при Vд=410 и Vкас=300, t = 41,6 сек.

Если взять точку приземления на расстоянии 100 м, расстояние 4100 м, и пройти дальний на V=400, то время соответственно увеличится ещё на полсекунды.

Вывод такой: это время могло меняться где-то в пределах 3 секунд. Каждые 50 м перелёта от начала ВПП и каждые 10 км/сек уменьшения скорости дают прибавление времени по полсекунды (в сумме секунда) и наоборот.
Опытные лётчики от дальнего шли несколько дОльше, где-то на секунду-две. Некоторые при малом остатке приземлялись под "шелест" колёс и на 290.

==============
P.S. После воспоминаний Владимира Николаевича мои скучные прикидки как-то не смотрятся, но я их писал и поместил, не видя предшествующих постов, так что пусть остаются.
 
Последнее редактирование:
Letnab137 сказал(а):
Валентин Привалов, пролетевший в своё время на МиГе под
Коммунальным мостом в Новосибирске
Интересна его дальнейшая судьба.... У нас эта история до сих пор витает...
с присказкой что его чуть ли не расстреляли....
Вообще.. я бы по-этому поводу мемориальную доску к мосту пришурупил..
хотя такие случаи конечно надо присекать..
 
Последнее редактирование:
Реклама
У меня реальная вещественная память о Викторе Сергеевиче до сих пор осталась…
Когда меня с маршрута Новосибирск-Амдерма (перегонял самолёт после капремонта) завернули на Талаги, и Командующий тут же назначил командиром 3 аэ (апрель 80 года), то я жил месяца два в квартире покойного Валеева. В это время сдавался новый дом, в котором мне давали трехкомнатную квартиру новой планировки. Но мой однокурсник Николай Кузьминых попросил уступить её ему, мотивируя тем, что мне потом дадут трехкомнатную, новый дом холодный, а его двухкомная смежная квартира на 2-ом этаже теплая, что как раз хорошо для моих маленьких двух сыновей. Я пошёл навстречу его просьбе.
Когда потом Николай квартиру освободил, мне принесли из казармы солдатскую кровать, стол, стулья – так я начал её обживать. И вот как-то Виктор Сергеевич зашёл ко мне в гости, он тогда был замом комполка по лётной (у Сапожникова ), немного поговорили за рюмкой вина о том, о сём. Потом он предложил взять у него почти новые импортные диван-кровать с двумя креслами (не бесплатно, конечно). Я забрал. Кстати, такие же, какие были в квартире Валеева. Даже такой же расцветки.
Поскольку я тогда «холостяковал», то мои двери всегда были открыты. Как-то меня проведал и Василич, пообщались. Вот тогда он как-то, навалившись на спинку, что-то там надломил. Я этот надлом подремонтировал, и с того дня эта тройка со мною путешествовала вплоть до Киева. Сейчас место этой тройки на балконе: всё надеюсь купить дачу, тогда её место будет там.
Вот так, когда попадаю на балкон, а это бывает часто, всегда с теплотой вспоминаю Виктора Сергеевича…
*
Когда после выпуска мы попали в Купино, то о Привалове нам рассказывали. Подробностей не помню, но о том, что ему грозил расстрел, никогда не звучало.
 
Последнее редактирование:
Назад