В воспоминаниях очень многих "тушкарей"часто упоминается фамилия Виктора Сергеевича Фищенко,видимо история этого самолёта неразрывно
связана с биографиями таких людей, которые практически всю свою лётную жизнь отдали этому самолёту. Мне повезло, мы с ним были друзьями,
и теперь я хочу поделиться со всеми своими воспоминаниями об этом человеке,а все кто захочет может мой рассказ дополнить,я ведь тоже
о нём знаю не всё.
Родился в 1943 году в г. Запорожье, русский и на этом настаивал несмотря на украинскую фамилию.
Виктор закончил АВВАУЛ в 1966 году и попал служить в славный город Канск. Полком тогда командовал тоже очень интересный человек
полковник Лихтман Карл Григорьевич, сказать о нем, что он был не лишён чувства юмора это значит ничего не сказать. Это его афоризм
бродил по Сибири .."Если бы физкультура была полезна, то каждый еврей поставил бы дома перекладину" и много других, так вот он
собрал в одну эскадрилью всех лётчиков с фамилиями Личман, Эпштейн и похожие, а поскольку таких много не было всем остальным дали созвучные
прозвища. Так и на всю жизнь наш уважаемый Виктор Сергеевич стал Фищманом,на что он кстати не обижался, да и как обижаться если
ещё пацан, а уже летаешь с такими асами как легендарный в Сибири Валентин Привалов, пролетевший в своё время на МиГе под
Коммунальным мостом в Новосибирске. Но через год молодых лётчиков отправляют служить в Купино уже на Су-9, видимо их уже "затачивали
под Ту-128".Отлетав год на этом типе и налетав 60 часов Фищенко переводится для дальнейшего прохождения службы в 64 ап г. Омск.
Вместе с ним приходят Стирин, Луговской и Билык, все они попадают к нам в 3-ю аэ, которой командует подполковник Кузьмин Павел Иванович.
Тогда спарок ещё не было и Кузьмин сам их вывозит на Ту-124(в полку был тогда один инструктор на Тушке- Кузьмин,второй- Костенко уже
убыл в Семипалатинск, чтобы вывозить 356 полк).
Первым самостоятельно вылетает Стирин( он на год раньше из училища и вообще профессор как в теории, так и в практике), за ним Фищенко.
Поскольку никто им сразу квартир не приготовил , все они на первых порах "холостяковали", а поэтому в основном свободное время
проводили с нами -настоящими холостяками. А настоящих было пятеро(в нашей аэ), кроме меня ещё Гена Парамонов, Боря Королёв,Дима Ловчиков,
и Саша Гапоненко.ВСе мы были в одной эскадрилье, поэтому и летали и пили и гуляли вместе.На втором и третьем я акцентировать
внимание не буду(если это не связано с полётами), а о полётах кое что вспомним. Витя до полётов был жадным, по моему это у него
осталось на всю жизнь,да и за примером не надо было далеко ходить, Кузьмин был вот он рядом.Однажды погода прижала по взрослому,
все кто был в воздухе попадали, остался один Фищенко, а он ещё при минимуме не летал, все вышли на улицу смотрим. Я Кузьмина спрашиваю..
Пал Иванович может на запасной лучше?", на что он спокойно отвечает.."да зачем, Фищенко влётанный, сядет".Лично мне летать с
Виктором в одном самолёте удавалось не часто, в основном с Кузьминым и Куплеником(зам комполка по лётной), но тем не менее
это случалось.Небольшое отступление.Когда мы пришли в полк(1968год), он оказался укомплектованным штурманами более чем на 100%,
а командиров кораблей из 18 по штату было только 7, поэтому штатными экипажами летали очень редко.Мне повезло как раз уволился
зам по лётной подполковник Бибиков и на его место пришёл подполковник Купленик, до этого бывший инспектором армии по Як-25РВ
и на Ту-128 не летавший. Проходить программу он пожелал с одним штурманом коим оказался я и поэтому с налётом у меня проблем не было.
Единственно,как закреплённый за управлением полка, при отсутствии Купленика мог попасть и в кабину к Костеничу и при этом ни за что
ни про что огрести п....лей на полную катушку.К чести этого лётчика, весьма скорого на расправу, если он был не прав то не считал
для себя зазорным извиниться перед обиженным им лейтенантом.(Парамонов много летавший в составе этого экипажа не даст соврать).
Одним из первых в полку (первый Стирин) Витя стал крутить бочки на Ту- 128 и добился в этом деле совершенства,
однажды полетели с ним по кругу,так он на коробочке умудрился сделать 10 бочек, ещё у него по молодости была фишка по коробку на
противопосадочном снизиться до высоты 15-20 метров и брить, а перед третьим разворотом "всплывать", тогда такое ещё проходило
незамеченным. Но однажды увлёкшись пилотированием на предельно малой высоте(штурман Толик Цымбаленко) посмотрел налево и увидел
метрах в 100 телевизионный
ретранслятор,про который он забыл и его не видел. После этого детство в основном закончилось , да и контроль усилился и за такие
штуки могли уже и по голове настучать.Но иногда всё таки некий авантюризм у него нет нет да и проявлялся.Однажды полетели мы с ним
на перехват Ту-95-х, которые шли с севера к себе домой на Чаган и километров за 800 нормально перехватили в ППС, после этого, как было принято
развернулись и начали зажигать "ПР"-ы сзади, тем видимо надоело смотреть на это безобразие и они врубили помехи,если в прицеле я ещё
чего-то мог увидеть, то что либо сказать и услышать по радио или СПУ было невозможно, как буд-то к шлемофону подключили бензопилу.
И вот Витя выводит двигатели на максимал, очень легко разгоняет истинную до 1100(у бомбёров 780-800) и мы в притирку (метров в 50)
как стоящего обгоняем бомбёра справа и после выхода вперёд Витя заваливает левый крен градусов 60 и перед носом бомбёра начинает
крутить разворот.Помехи исчезли сразу,но до самого нашего захода на посадку бомбёры кричали в эфире, чтобы маленькие(ни хрена себе
маленькие- Ту -128) были повнимательней.В то время один отряд 3-ей аэ базировался на заводе,как буд-то их там и делали(спутники
тогда ещё всего не видели) и на этих самолётах не было бортовых номеров(номер был только на створках передней ноги,а при убранных шасси его
не было видно)и это лётчиком было учтено.
О том как мы забирали спарки из Воронежа я уже рассказывал и то повествование можно приложить к этому.
Ещё одной страстью Виктора, кроме полётов был спорт, а точнее спортивные игры. По-моему не было ни одной доступной нам тогда игры
в которую он бы не играл,причём он всегда говорил, что у него по этому виду 1-й разряд.Мы были ровестниками(+_ 1-3года) в одних
званиях, поэтому подшучивали друг над другом по полной и никто не обижался,частенько проезжались мы и по поводу Витьковых разрядов,
которые он не мог подтвердить, а мы опровергнуть.Но то что он во все игры играл доказывать нужды не было. Самые популярные игры у Лётчиков
это футбол и волейбол.Здесь надо сделать ещё одно отступление. Командир 3-аэ Павел Иванович Кузьмин, сам большой любитель волейбола,
пополнение в эскадрилью набирал своеобразно: как только приходили списки выпускников и он мог с ними ознакомиться,вызывал кого-то
из предыдущего выпуска и по каждому узнавал, кто из новеньких во что играет. При этом говорил, что летать мы всех научим,а вот
если человек к 22-м годам не играет к примеру в футбол, то научить его этому невозможно. Таким образом в 3- аэ оказались:Гуламов,
Гладков,Леонов,Прус, которые вместе с ранее бывшими в аэ Парамоновым, Фищенко и играющим тренером - Кузьминым, составили весьма
сильную волейбольную команду,осталось только организовать турнир на первенство части и естественно его выиграть.Соответствующие
команды были созданы и организованы турниры по футболу(не в дыр-дыр, а на большом поле), баскетболу и даже по ручному мячу,
о котором в те годы большинство имело смутное представление.Фищенко естественно играл во все игры( 1-й разряд как никак) хотя
вряд -ли он когда-то до этого играл в ручной мяч,но благодаря общей игровой подготовке с задачей справился.А на первых ролях
у нас были Евтушенко действительно имевший 1-й разряд и Троицкий действительный мастер спорта по ручному мячу, член сборной
команды ГСВГ на первенстве Вооружённых Сил.После первой игры все остальные просто сдались, уж очень больно бьётся ручной мяч
брошенный опытной рукой.Были естественно протесты, но тем не менее кубок мы и здесь получили,командир полка полковник Потапов,
здраво рассудил: чем бы ребята ни тешились лишь бы водку не пили.А когда её пить если суббота ещё была рабочая, а в воскресенье
игры, причём и игрокам и болельщикам явка обязательна.Особенно тяжело переживал наши успехи в спорте вечный соперник Кузьмина
ком 1-й аэ подполковник Ростимберский, но ничего сделать не мог. Он пошёл другим путём, когда мы по воскресеньям во что -нибудь играли, 1-я аэ
ходила строем и с песнями, а потом уговорил командира провести конкурс строевой песни и естественно победил на нём.Так и был у них
против наших многочисленных кубков - один за исполнение строевой песни.Но кроме выходных были ещё и рабочие дни(дни полётов не считаются),
часа физо , который полагался в день предварительной подготовки нам явно не хватало, а Кузьмин,во все другие дни кроме
выходных, весьма неохотно отпускал из класса,ведь не может лётчик или штурман сказать комэске, что больше делать нечего,
тем более что такой козырь как -УЧИТЕ ИНСТРУКЦИЮ , не перебивался ничем.И тогда в бой вступала "тяжёлая артиллерия"- к Кузьмину
шёл Фищенко,часто эти походы повторялись и дважды и трижды, но результат был один-мы шли на "маракан"-так у нас называли игру
в футбол в хоккейной коробке на льду.Как Фишману удавалось уговорить Кузьмина- тайна покрытая мраком, всех остальных,даже своих
замов, он отфутболивал одной левой.Сама эта игра достойна того чтобы о ней написать несколько строк. Само по себе передвигаться по льду
в лётных(высотных) ботинках это что-то, так как они очень скользкие, а ещё надо играть в футбол, количество игроков в командах не ограничивалось
поэтому столкновений было предостаточно, силовые приёмы разрешены, толчки на борт, как и в хоккее только не руками и т.д.
На травмы, которые тоже бывали, жаловаться нельзя иначе начальство игру запретит, а все остальные очень на тебя обидятся.
Погода на игру не влияет, играли до -45, время с 10 утра и до без 10минут 14, чтобы не закрыли столовую,хотя после трёх часов
беготни кроме 2-х стаканов компота никто ничего не ел.
В этой игре Виктор был конечно одним из считанных игроков-это те кого всегда старались развести в разные команды, чтобы более
менее уровнять шансы, большинство же просто делилось пополам потому, что на конечный результат не влияло.
Про Фищенко я могу рассказать много, но и так много получается, поэтому будем выборочно. Ещё он очень любил попеть, особенно после
того как выпьет, причём пел очень высоким"не своим"голосом, как и вёл радиобмен кстати.Любимой песней тогда была:Баллада о красках
.....был он рыжий как из рыжиков рагу,
рыжий словно апельсины на снегу,
а другой был чёрный- чёрный у неё,
чёрный словно обгоревшее смольё.....
В феврале 1971 года группа офицеров из отдела науки ЦБП авиации ПВО прибыла в Семипалатинск для разработки методики полуавтономного
и автономного группового поиска воздушных целей на самолёте Ту-128. Руководил группой старший инспектор ОБП БП авиации ПВО полковник
Евглевский Электрон Миронович.Для практической отработки методики было выделено по 2 экипажа из Омска и Семипалатинска, плюс в составе
четвёрки часто летал сам Евглевский.Оригинально получалось- групповую слётанность отрабатывали экипажи из разных полков и даже
и не полков вовсе.От Омска участвовали: Скурихин- Енютин и Фищенко- Пятов.Прилетели, начали отрабатывать теорию,а надо сказать все маршруты
вначале вычерчивались на миллиметровке в масштабе пятикилометровки- представляете какие были простыни.Потом всё переносилось на
полётные карты и мы все расчёты проверяли в полёте. Были и курьёзные случаи: вначале ведущий у нас ходил первым ну и разумеется никого
не видел, а только подавал команды и вот однажды Евглевский подал команду :"разворот влево на 90 "все вдруг",начали", а сам при этом
начал выполнять правый разворот,группа естественно его потеряла и "не заметив потери бойца" продолжала крутиться по его командам,
а он продолжая подавать команды крутился сам по себе километрах в 200-х от группы.Но что самое удивительное когда всё закончилось
группа почти собралась, во всяком случае при выходе в РТ Евглевский оказался первым как и положено и смех начался только когда нам
на следующий день показали проводку с КП, после этого ведущий стал летать последним.
Поскольку приезжих было много, нам места для жилья в гарнизоне не хватило и нас поселили в гостинице "Семей" тогда это была главная
городская гостиница и в условиях тогдашнего полулюкса т.е.двухкомнатный номер на четверых со всеми удобствами и даже с постоянно присутствующей
горячей водой. Те кому приходилось кантоваться(иначе не назовёшь) в военных гостиницах "ощутят разницу".И даже то,что мы были оторваны
от главного для командировочного- от пищеблока, нас не смущало. В отличии от нашего родного Омска в Семипалатинске свободно продавалось пиво
и чуть ли не на каждом углу стоял мангал с шашлыком по почти дармовой цене, плюс водка на розлив, а в буфете гостиницы сосиски каких и тогда-то
нигде не было, а сейчас несмотря на изобилие можно увидеть только в Кулинарной книге издания 1953г.(ни покушать ни даже понюхать уже нельзя.).
Поэтому мы даже после полётов не ждали ужина, а быстренько в аэропорт, в такси, команда водиле-"к чучелу"(это памятник Абаю),конечно нехорошо,
но из песни слова не выкинешь).А вечером в почти родной "АЛТАЙ",для ресторана в "Семей" наши "смокинги" немного не подходили,а "Алтай"
принимал в любом виде.Так мы проводили свой досуг, но однажды в выходной взбунтовался Скурихин: всё водку больше не пью, а поэтому с вами
больше никуда не пойду,немного пивком похмелюсь и всё. Когда мы пришли часа через четыре, его в номере не было , только в ванной шумела вода
и вдруг раздался грохот,мы в ванную, в ванне Юра без явных признаков жизни. Вытащили, появились эти самые признаки, уложили на койку,
потом заходит Фищенко и спрашивает: "сколько вы думаете он выпил пива?"мы с Валерой начали предполагать, но оказались очень далеки от истины-
Юрий Геннадьевич употребил 17(семнадцать) бутылок пива-это он всего лишь хотел опохмелиться, но не расчитал.Более подробно рассказывать
о наших похождениях не могу - нет согласия остальных участников, но по моему таких эпизодов у каждого достаточно.
Пришло время улетать -7марта, завтра праздник,хоть он тогда был и рабочим днём,но по- моему отмечали его лучше чем сейчас,хотя могу и
ошибаться. Какие-то неувязки с погодой, в общем "Добро" дали только после обеда когда мы уже и не ждали, быстро по самолётам,запуск,
выруливаем.Когда отрабатывали слётанность на полосу выруливали парами,становились пеленгом в зависимости от направления ветра,первый
включал форсажи и начинал разбег, второй выводил обороты, первый поднимал нос, второй включал форсажи и так далее.
А мы просто идём на перелёт и нам эти сложности вроде бы ни к чему,выпускает нас подполковник Меркулов и вдруг даёт команду :
"занимайте взлётную, парой". Заняли,Скурихин запрашивает взлёт,получаем команду "Взлёт парой, разрешаю" имелось ввиду видимо так как мы
летали раньше, но сзади нас Фишман, "а это всегда опасно," как любил повторять Скурихин слова Николая Озерова,поэтому кошу глаз налево,
а самолёт Фишмана как был слева чуть сзади так и есть, а уже и нос подняли. В общем взлёт произвели по настоящему парой в плотном строю,
Меркулов ни слова не сказал или от этой наглости обалдел или ему это было по -фигу.На форсаже набираем 11000м начинаем разгон, пытаемся сбросить
Фишмана с хвоста, не тут-то было,скорость за 1500, а Фишман как на полосе стоял так и стоит,Скурихин переводит в набор, Высота 15000, Фишман
рядом,тут привязалось КП Купино: какой тип , какая высота, сколько вас,еле отбились,но Форсаж выключили только перед снижением в РТ,а
Фишман висел до самой РТ, потом сделал левый вираж и сел вслед за нами.Это был самый быстрый на моей памяти перелёт из Семипалатинска
в Омск всего- то 38 минут от взлёта до посадки.На то что мы были без высотного снаряжения никто тогда внимания не обращал,даже при нормальных
полётах многие пытались втихаря слетать без ВКК,а ГШ у нас хоть и были, но никогда не применялись.
В апреле 1972 года полетели на стрельбы в Белую,до этого всегда стреляли с Кадалы(Чита), но там тоже в апреле, в 1971г. на взлёте погиб наш
экипаж Кононов- Кушев и с тех пор стреляли только с Белой.К тому времени постоянный соперник Кузьмина- Ростимберский уже стал командиром полка,
а Кузьмин его первым заместителем,Костенко, покомандовав в Семипалатинске эскадрильей, перебрался в Белую заместителем к Мельникову,
а Костенич покомандовав Семипалатинским полком готовился передать его Яцкому, чтобы принять управление авиации 33 дивизии ПВО.
3-я аэ хоть ей уже командовал Александр Петрович Николаев всё равно числилась прокузьминской и при случае уколоть её- святое дело.
Когда прилетели в Белую, посчитались и Мельников говорит:" мужики на два экипажа не хватает мест, поселим их в профилактории",
естественно Ростимберский уже видимо зная об этом, и давно наметив, определяет- экипажи Скурихина и Фищенко, штурманы я и Гена Семёнов.
Представляете первые числа апреля, снег только сошёл, в лесу-местами, Ангара ото льда освободилась,но у берега припай метров до 10 ещё оставался
и нас забрасывают в эту глушь.Но самое смешное в том, что специально или нет , но про нас забыли. Допуска мы расписали сразу по прибытию, потом
нас на ГАЗ-66 отвезли в профилакторий, заодно привезли и продукты дня на три. Утром ждём машину- её нет, пошатались по лесу, ознакомились с
"районом полётов" солдатик приготовил нам обед, после обеда поиграли в карты, никто о нас не вспоминает и всё бы хорошо, но водки у нас нет,
а без неё какой отдых может быть(на это видимо и расчитывали загоняя нас сюда). Вышли мы на берег, там с лодками копается боец, спрашиваем
" где тут можно водки купить?", отвечает "да вон только на том берегу- деревня толи Нижняя, толи Верхняя Буреть. Ёлы палы да до неё
пол дня грести, а он говорит"а зачем грести у нас к "Казанкам" моторы есть, только командир их запретил брать" Тут Фишман и говорит,
"вам запретил, а нам-то не запрещал и если я тебе прикажу поставишь мотор?", на что боец отвечает" ну если прикажете, то поставлю".
Оказалось всего-то полчаса делов и у нас уже всё есть.
Дальше подготовка к этим стрельбам нам очень стала нравиться, утром,как "белые люди" выходим на берег Ангары, делаем зарядку,
потом по двое в лодки и на вёслах ...."навстречу уренней заре по Ангаре...", а боец уже что- нибудь поджарил на завтрак. Кстати готовил парень
просто замечательно. Ну да ладно когда пришло время стрелять про нас "вспомнили" и мы нормально отстрелялись,прожив в профилактории целую неделю.
А после удачных стрельб был организован "бутыльброт" - как говорил Райкин потому, что.... "банкет слово иностранное и вам не понять...."
Беляки знают место от профилактория метрах в 300-х ниже по течению, где лес отступает от берега, накрыли поляну.