Я вам подкину свеженького:
АТО: Есть ли еще дальнейшие резервы для сокращения затрат?
А. К.: Да их множество. Но многое упирается в нормативную базу, за которую отвечает Минтранс, и перемены очень медленные.
Вот, например, бесплатный провоз багажа — 10 кг. Зачем? Мы бы еще больше снизили цены и ввели бы дифференцированные тарифы для тех, кто летит без багажа или с багажом. Кроме того, у нас во всех аэропортах неразделенные тарифы. Один пассажир без багажа, другой с багажом, но авиакомпания за них аэропорту платит одинаково. За регистрацию тоже сбор фиксированный, независимо от того, пользовался ли пассажир услугами сотрудника аэропорта на стойке регистрации или сам зарегистрировался через Интернет и сразу пошел на посадку. Если он без багажа, то вообще никакими услугами аэропорта не пользуется, кроме авиационной безопасности. Но мы за все платим. И все это мешает.
С авиационной безопасностью тоже много вопросов, она зачастую выдвигает избыточные требования, а за них приходится платить. Мы хотим сделать платную бумажную регистрацию, но по закону пока нельзя. Каждый бумажный посадочный талон — это 1 рубль. Вот у нас 4 млн пасс. — это 4 млн руб. в год. А отменить талоны не получается, потому что САБ должна на них ставить штампики.
Почему, скажем, Ryanair продает напитки на борту, а "Победа" — нет? Потому что если бы у нас была продажа напитков или питания на борту, мы должны были бы на оборотном рейсе после посадки вызвать службу безопасности, чтобы они подъехали, разгрузили, пропустили у себя через досмотр и обратно все загрузили. А это дополнительные затраты. Такой ценник на все услуги, что бутерброд будет стоить дороже, чем билет.
И самолет САБ осматривает, мешают нам убираться и смотрят, ничего ли у нас здесь не спрятано. Хотя все емкости, которыми мы на борту не пользуемся, у нас задраены — это ускоряет время досмотра. Используется только одна тележка для сбора мусора, однако каркас кухни убрать нельзя — это существенное вмешательство в конструкцию, а самолеты в лизинге. На досмотр самолета у САБ отводится 15 мин! Именно по этой причине разворот самолета за 25 мин в России невозможен.
Чтобы добиться разворота за 30 мин в Сочи, пришлось провести очень большую работу. И мы еще за второй трап платим, чтобы высадка и посадка пассажиров происходила быстрее. На оборотном рейсе в Москву из Сочи заправляться не надо, а если машина пойдет потом в регион — надо заправляться, причем с пассажирами на борту это делать в России запрещено без наличия рядом пожарной машины. Так что и в 30 мин не уложиться, и еще пожарным платить дополнительно.
http://www.ato.ru/content/est-mnozhestvo-rezervov-dlya-sokrashcheniya-zatrat