Это как ??? Раскатать то что людям не нужно?
Вы издеваетесь?
Я попробую, хотя мне кажется, что это глупо. Пятница, сижу in the middle of nowhere, выпить не с кем...
Нет!
Раскатать то, что нужно людям, но где небольшие собственники не способны потянуть начальный период, самый сложный, критической массы не хватает. Поднять поток и за счет него нарастить инфраструктуру там, где что-то кое-как уже есть, но его мало для перехода на следующий уровень развития.
Раскатывать то, что и так прекрасно катается - это способ поднять бабла, но помогать этому процессу незачем, он сам прекрасно запустится, особенно если разогнать уютные монопольки на некоторых маршрутах. Кому-то нужно московских модников катать в Милан или хипстеров в Прагу дешевле, чем сейчас? Мне - буду краток - нет. Если мы говорим о каком-то бОльшем смысле создания нашим "типа нацпером" дешевого перевозчика, чем просто поднять нацперу бабла, то дальше разговор имеет смысл. (Если нет - я уже выше откомментил, но повторюсь: копировать буржуйские лоу-косты можно, но их модели настолько плохо пока ложатся на нашу реальность, что не факт, что они дадут какой-то звездный выхлоп. Плюс это только Москва как стартовая точка, даже Е-бург не потянет пока как база большеобъемного лоу-коста. Москва-Сочи, Москва-Питер, Москва-Самара, Москва-Казань.... тоска зеленая, даже перечислять скучно. Проще пока чартеры в туркиё катать, если хочется в самолетики поиграть.) Итак, определились, мы хотим сделать что-то полезное, ради чего движения на гос.уровне нужны...
Попробуем разбить авиаперевозки, как удобно, не придерживаясь каких-то канонов и строгих дефиниций. У нас же общий разговор под пивко?
1. Регионалка как она есть, местные линии и ближнее сообщение между некрупными городами. Давайте здесь вообще не будем о регионалке, это свой клубок проблем. Схожих, но в других масштабах и соотношениях, а дьявол в деталях. Мне очень нравится, что на эту тему ЧТО-ТО делается, у меня нет пока своей оценки, насколько это правильно делается.
2. Не берем отъедание пирога на раскатанных жирных направлениях, как уже говорили выше, просто отъесть пирог - можно, но скучно. Создать классический лоу-кост с его традиционными плюшками, чтобы поставить в один ряд с Изи и Райанами - невозможно пока по инфрастуктурным, законодательным, ментальным причинам. Помогать тут нечему и незачем, государству или иному стратегическому инвестору: зачем снижать затраты на транспорт тех, кто прекрасно сам летает от пяти раз в год? Я б не стал. Плюс дополнительно загружать московские порты и подъезды к ним - если думать хоть на шаг вперед, надо этому противодействовать всеми силами. Из Хитроу хоть какие-то лоу-косты летают, кстати? Давно не интересовался.
3. Дальнемагистралка (Дальний Восток/Восточная Сибирь) тема мутная, я ее комментировать не решаюсь даже сам себе
. Политики больше, чем экономики, экономика рейсов тяжелая, там все сложно (с)
4. Тонкие, но денежные направления во всякие сырьевые города и далекие местности, где доходы пассажиров на помощь как-то не настраивают. На них сидят обычно одна, редко две компании - ну и пусть себе сидят. Прогресс дойдет естественным путем, если экономике суждено развиваться. Демонополизацию маршрутов большинство крупных городов за последние годы пережило прекрасно. За процессом был увлекательно следить.
5. Замена Москвы как хаба. Разговоры о некоем новом "хабе" ходят уже лет 15, и похоже еще пока будут ходить. Отличное направление мысли - создать-таки хаб поближе к Уралу где-то. КЯА было интересно, но это условно говоря был прошлый век. КЛД - нишевое решение, слегка рановато и наверное-таки активно помешали другие интерессанты, наверняка сейчас бы запустилось. Взять в свои руки реорганизацию всего массового авиатранспорта в стране и разгрузить Москву? Такого уровня личностей не видно пока на наших горизонтах.
6. Наконец, остается ближне- и среднемагистральное сообщение между крупными городами РФ, point-to-point. Как правило, оно редкое, дорогое и неудобное. Или отсутствует (при наличии стабильного трансферного ручейка + ж/д трафика). В частности потому, что мэйджорам выгоднее борта держать на самых жирных направлениях.
Вот именно тут видны и предпосылки для развития перевозок, и потребность во вмешательстве крупного игрока. Мелочь не справляется. Возьмите Руслайн и им подобных - предлагаемые маршруты прекрасны, интересны, актуальны. Но реализация - это ж слезы! Годами плакать можно, смотря на это. Причин много - управленцы второго сорта, доступность кредитов, влияние случайностей, местечковые интересы и т.п. - да на первых страницах любой экономической газеты все это написано. Всякие Томск Авиа, Псковы, Ираэро и Бугульмы - ну не хватит им размером что-то серьезное поднять.
Ну вот и надо в этом направлении работать. Приведу близкий для собственной шкуры пример - в Тюмень из Томска - практически однозначно поезд,но длительность поездки за гранью добра и зла - сутки. Новосиб-Тюмень то есть, то нету, не знаю, существует ли сейчас, но при нашем сообщении с Новосибом и при ценах ОВБ-ТЬМ, проще опять же поезд. Томск-Иркутск/Улан-Удэ - спрос есть. Одни банальности пишу: рейс раз в неделю нафик не нужен деловому трафику, 3-6 частот в неделю сразу не запускается. Замкнутый круг. Расстояния в 500-800 км по Транссибу, недавно обсуждали вот ОВБ-КЯА - ночной поезд прекрасно закрывает. Даже авиафил может предать авиацию. А где нет Транссиба? Улетите-ка в Уфу из Новосибирска. Или в Казань? Или из Иркутска в Омск...
Работа по разрозненным маршрутам местным а/к вообще не под силу в принципе, только при достаточном размере сети возможна, чтобы были цепочки, несколько баз, экипажи из разных городов и т.п.
Поскольку на большинстве из этих направлений посадить даже ССЖ, тем более 735 раз в два дня пока малореально при традиционной модели обслуживания, надо придумывать своё видение лоу-коста. Назовем его воздушным плацкартом. Если совесть и желание решить задачу есть - задача может быть решена.
По части упрощенного сервиса, малого шага кресел и платного багажа можно копировать всякие там Райаны. Продажи исключительно через Интернет и дикие разбросы цен - кажется, это пока не для россиян-клиентов РЖД. Альтернативных аэропортов за 100 км от города у нас нет, тут не сэкономишь. Интенсивный оборот ВС, единый и большой парк? Руслайну не снилось, условному Добролёту - по силам... и т.п.
В общем, точка приложения, на мой взгляд, есть; потребность - тоже; реализация может быть другой, но ниша для какого-то русского лоу-коста, заточенного не на модные тенденции для Москвы и не для реализации жесткой конкуренции мэйджора, а направленного на действительно дешевые перевозки по стране (и пусть даже называется "скотовоз"), незакрытая ниша - есть... Что-то я устал наконец... поставлю а/у... сильно длинно...
строго не судите, не статью писал, и экспертом не заявлялся. Но по делу замечания жду, даже если в пух и прах все мои рассуждения растопчете.
---------- Добавлено в 23:07 ----------
dunch, так они на Москва-Сыктывкар не сядут, эти лоу-косты. Они как Скайэкспресс на самые жирные направления сядут (У Авиановы хотя бы были Курган, Астрахань, Архангельск и Ульяновск). А там, в общем-то, не так все и плохо. Зачем там какие-то стратегические процессы по созданию чего-то? Процесс запущен, само все возникнет помаленьку. Проблема сообщения с Москвой в стране почти отсуствует. И билеты в Москву обычно дешевле всего, если сравнивать с другими направлениями даже из крупных региональных центров.