Гроб небесный
На Украине разбился российский авиалайнер
Фото: Марина Лысцева
Вчера в 45 километрах от Донецка разбился российский Ту-154М "Пулковских авиалиний", следовавший из Анапы в Санкт-Петербург. На борту самолета находились 159 пассажиров, из них 39 детей, и 10 членов экипажа. Все они погибли. По одной из версий, катастрофа могла произойти из-за погодных условий - самолет попал в сильную турбулентность, а потом и в грозу. Возможно, мощный разряд вывел из строя всю электронику самолета, который сорвался в пике. При этом участники расследования категорически отрицают версию о теракте на борту самолета.
"Тела были как восковые"
Самолет рухнул около небольшого поселка Сухая Балка (45 км от Донецка). Упал, судя по всему, носом вверх, потому что его хвостовая часть оказалась в самой балке. После падения от самолета осталось немногое - все, что могло сгореть, было уничтожено огнем и ударом. Относительно целыми оказались хвост, двигатели и небольшой фрагмент фюзеляжа, на котором видны буквы "ОВ". Это была надпись "Пулково".
Падение самолета наблюдали несколько местных жителей. Все они вспоминают, что как раз в это время началась сильная гроза, потом поднялся ветер и пошел ливень. Причем дуло так, что дождь шел чуть ли не горизонтально. А потом сквозь удары грома жители Сухой Балки услышали гул - прямо на них из облаков вылетел самолет.
- Он сорвался в пике, потом широкими кругами вошел в штопор,- рассказывают очевидцы произошедшего Николай Климковецкий и Анатолий Дибров, работающие на машинно-тракторной станции.- Нам показалось, что уже над самой землей экипажу удалось вывести машину из падения. Как будто самолет начал выруливать, однако высоты ему не хватило - самолет врезался в холм возле озера. Раздался страшный взрыв, и начался пожар.
Местные жители рассказывают, что они сели в "Жигули" и подъехали к месту крушения самолета. "Мы первыми подъехали,- продолжает Николай Климковецкий.- Пожарных и милиции еще не было. Чуть не доезжая до горящих обломков, наткнулись на два тела - мужчины и женщины. Их, очевидно, выбросило из корпуса при ударе о землю. Пытались оказать им помощь, но они уже были мертвые. Тела были как восковые, видимо, все кости переломаны".
Мальчишки из деревни рассказывают, что падавший самолет горел, но взрослые говорят, что они "сочиняют". Версию о пожаре на борту отрицали и работавшие на месте катастрофы сотрудники МЧС Украины. По их словам, пожар возник уже после удара самолета о землю. Поисковые работы у Сухой Балки продолжались всю ночь - спасатели собирали разбросанные по округе тела, упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки и отправляли в Донецк, где будет проводиться идентификация погибших. Опознать пока удалось не больше десяти человек - в карманах одежды этих людей чудом сохранились документы.
Около 18 часов к месту катастрофы прибыли губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко и председатель Донецкого областного совета Анатолий Близнюк. Они осмотрели место падения, поговорили со специалистами из МЧС. Затем господин Близнюк осмотрелся и увидел неподалеку от оцепления зевак - десятка два молодых людей. Юноши и девушки стояли кучкой, курили и живо делились впечатлениями. Глава облсовета подбежал к ним и стал кричать: "Вон отсюда! Здесь беда, а вы "концерт" устроили! Идите домой!"
Бойцы МЧС послушно отогнали молодежь, а потом вывели из ближайшего круга оцепления и журналистов.
К прессе подошел начальник управления МЧС Донецкой области Леонид Касторский и сказал: "На данный момент можно сказать, что никого в живых не осталось". Он также сообщил, что из Москвы вылетели два самолета со специалистами МЧС России и родственниками погибших. "Мы поставим освещение и будем работать всю ночь",- добавил он.
Экипаж попал в турбулентность
В Харьковском аэропорту, с диспетчерским пунктом которого самолет имел последний сеанс связи перед тем, как исчезнуть с экранов радаров, с корреспондентом Ъ разговаривать отказались. По словам секретаря директора Харьковского аэропорта Натальи Ляшенко, из Министерства транспорта и связи была направлена директивная телефонограмма, запрещающая сотрудникам аэропорта сообщать прессе какую-либо информацию "до особого распоряжения из Киева". Поэтому госпожа Ляшенко на все вопросы отвечала советом обращаться "в Киев".
В свой последний полет Ту-154М отправился из Анапы точно по расписанию - в 15.05. Гендиректор ОАО "Аэропорт Анапа" Олег Толстых, провожавший этот рейс, вспоминает, что ничего необычного в нем не было. "Самолет проходил предполетный осмотр в обычном режиме, комиссии еще предстоит оценить качество этого осмотра, но с достаточной долей уверенности могу сказать, что претензий к технике у наземных служб не было",- рассказал господин Толстых Ъ. При этом директор сообщил, что самолет в Анапе не заправлялся, намекая на то, что если катастрофа могла быть связана с топливом или отсутствием такового, то этот вопрос не к нему, а к "Пулковским авиалиниям".
Вначале самолет вели краснодарские диспетчеры. В "Аэронавигации Юга" Ъ сказали, что во время нахождения Ту-154М в их зоне ответственности никаких тревожных сигналов с борта самолета не поступало: "Полет проходил в штатном режиме".
Все изменилось, когда борт #85185 через 20 минут приняли диспетчеры Харькова. "В 15.25, когда самолет находился на высоте 11 700 метров, экипаж подал сигнал SOS, а затем дважды повторил этот сигнал,- рассказал Ъ замгендиректора "Пулковских авиалиний" по организации летной работы Анатолий Самошин.- Затем самолет начал снижение. В последний раз экипаж передал сигнал SOS через две минуты, находясь на высоте 3000 метров. Приборы зафиксировали, как один из пилотов, предположительно сам командир самолета Игорь Корогодин, крикнул какую-то неразборчивую фразу, после чего связь пропала. В 15.39 самолет исчез с экранов диспетчеров".
Обстоятельства катастрофы господину Самошину, который сам имеет больше 20 тысяч часов налета, представляются "очень странными". "На теракт это не похоже,- говорит он.- Террористы обычно взрывают что-либо в хвостовой части самолета, из-за чего воздушное судно разрушается в воздухе, а в этом случае самолет, по данным украинского МЧС, упал целым. Информации о пожаре на борту у нас нет, но мне кажется, летчик должен был успеть сообщить о пожаре". В то же время господину Самохину показалась "маловероятной" и версия того, что причиной трагедии стало попадание самолета в грозу: "Это достаточно штатная ситуация: у нас есть четкие инструкции, как действовать в таких случаях".
Между тем в Росаэронавигации уже вскоре после катастрофы сообщили, что именно сложные метеоусловия могли привести к гибели самолета. В этом ведомстве заявили и о турбулентности, в которую попал самолет. Якобы она могла привести к аварийной ситуации на борту. При этом в "Пулковских авиалиниях" и минтрансе России утверждают, что разбившаяся машина была относительно новой и не выработала свой ресурс. Ту-154М был построен в 1992 году, одно время эксплуатировался в Китае, налетал 24 215 часов (при ресурсе 30 тысяч), а после последнего ремонта в 2001 году провел в воздухе 9 тысяч часов. Экипаж был достаточно опытным. Например, его командир Корогодин провел за штурвалом 9 тысяч часов. Причем, почти половину этого времени управлял именно Ту-154. Даже в сложной ситуации, как считают в авиакомпании, он должен был спасти самолет и его пассажиров.
Минобороны Украины сразу же заявило, что никаких ракетных пусков в зоне падения самолета вчера не проводилось - напомним, что в 2001 году российский лайнер был сбит над Черным морем украинской ракетой. В свою очередь, начальник Укргидрометцентра Николай Кульбида подтвердил, что погода в зоне полета Ту-154 действительно была сложной.
"В этот период над Донецком и Донецкой областью наблюдались очень сложные метеорологические условия, особенно для полетов авиации: грозовой фронт с очень сильными кучево-дождевыми облаками,- сообщил он.- Их верхняя граница достигала 13-15 километров, поэтому самолет, летящий на высоте 10 километров, не мог не попасть в них". "Пассажирским самолетам входить в такие зоны запрещено",- утверждает руководитель Укргидрометцентра, отметивший, что информация о погоде передавалась службам организации полета и те должны были предупредить экипаж Ту-154.
Эксперты, опрошенные Ъ, предполагают, что, получив метеосводку, командир Ту-154 решил все-таки продолжить полет по прежнему маршруту. Тем более что в этой сводке не говорилось о том, что грозовой фронт может угрожать безопасности полета: легкая гроза, тучи высокой плотности, видимость более 10 км. Однако, попав в грозовой фронт и сильную болтанку, вызванную турбулентностью, командир экипажа передал сигнал SOS и приступил к снижению. При этом он запросил аэропорт Донецка об аварийной посадке. Когда самолет снижался, в него могла попасть молния, что привело к отказу электроники. Разряды электричества на корпусе или свечение очевидцы катастрофы и могли принять за пожар на борту. Затем потерявший управление самолет свалился в пике.