Про "спорность вопроса" - спору нет. И про необходимость
достаточной подготовки и тренировки - тоже. Но остается открытым вопрос о массовой способности операторов разделять и обрабатывать полетную информацию, представленную "в одном флаконе". Туннельный эффект - это особое состояние? Оно возникает случайно у отдельных людей при стрессе или реализуется у многих каждый раз, когда возникает необходимость сосредоточиться, потребность/задача увидеть нечто, что в данный момент считается (пусть даже ошибочно) главным/наиболее важным?
Туннельное зрение — состояние зрения не только больного, но и здорового человека, при котором он теряет способность к периферическому обзору. Воспринимается лишь изображение, попадающее на центральную область сетчатки глаза.
В зависимости от степени стрессовой ситуации организм мобилизуется, происходит выброс в кровь адреналина, который приводит к появлению туннельного зрения.
В норме средняя величина поля зрения составляет: вверх от точки фиксации взора – 55 градусов, вниз – 60 градусов, т.е., 115 градусов, а от точки фиксации взора в височном направлении – 90 градусов, в направлении к носу – 60 градусов, т.е. 150 градусов на каждый глаз.
Но в любом случае потеря зрения будет от 10% до 80% горизонтального обзора и от 10% до 50% вертикального обзора. То есть максимальное сужение поля зрения может составить вверх от точки фиксации взора – 11 градусов, вниз – 12 градусов, т.е., 23 градуса, а от точки фиксации взора в височном направлении – 45 градусов, в направлении к носу – 30 градусов, т.е. 75 градусов на каждый глаз. Иными словами для стандартного размещения пилота в кабине при фиксации взгляда на центр PFD, он по грубым расчетам в худшем случае проявлении туннельного зрения будет видеть то что находится в "пятне" размером 50х100 см, что более, чем достаточно для того, чтобы разглядеть PFD или даже несколько соседних приборов. Но все это хорошо в теории. Вот только в стрессовой ситуации активируется симпатическая нервная система, мышца глаза, регулирующая кривизну хрусталика напрягается и изменяет ее для
дальней фокусировки. Вот почему при большом стрессе, когда доминирующим чувством становится страх, иногда становится практически невозможно сфокусироваться на близких предметах. Это могло иметь место и в Казани, и в случае с Ан-148.
Согласно исследованиям военных, при вооруженном конфликте порядка 80-90% стрелков не видели прицела, треть не смогла осознанно сфокусироваться на прицеле, более половины не могли прицелиться в произвольную точку.
Вот почему все удобства от компактного совмещения на экране PFD целого ряда индикаторов разного цвета, принципа и направления движения до определенного уровня тренированности работы с ним будут вызывать подобие вялотекущего стресса, а накапливающаяся усталость за время рейса значительно снижает эффективность работы. Как мы помним, фактор усталости способствовал ошибочным действиям экипажа в Ростове.
Посмотреть вложение 769093Посмотреть вложение 769094
Я искренне рад за Вас и за пассажиров, что самолет становится комфортнее. И для пилотов тоже.
Но видимо что-то надо предпринимать по части "тренированности к комфорту". Ведь последствия того, что он внезапно закончился (так бывает), могут вызвать проблемы на уровне физиологических процессов в организме пилота, управлять которыми он не сможет, даже если на борту хранить методичку по выходу из стрессового состояния. ИМХО.
Насчет Ан-26 в Украине Вам уже ответили.